Заседание РМО учителей химии

УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ПАРТИЗАНСКОГО РАЙОНА

МИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЕ КООРДИНАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

 

Заседание районного методического объединения учителей химии

Тема: Методологические принципы технологии визуализации учебной информации по учебному предмету «Химия»

Цель: создание условий для совершенствования профессиональных компетенций учителей химии в сфере использования технологии визуализации учебной информации в образовательном процессе по учебному предмету «Химия».

Задачи:

‒ актуализировать знания педагогов по вопросам использования технологии визуализации учебной информации  на учебных и факультативных занятиях по химии;

  • познакомиться с различными типами и формами визуализации учебного материала, способствующими формированию учебно-познавательных, предметных и метапредметных компетенций учащихся;
  • определить адреса положительного педагогического опыта работы учителей химии по использованию современных техник визуализации учебной информации на учебном занятии по химии.

Форма проведения: семинар - практикум (в дистанционном режиме)

Дата и время проведения: 03.11.2021 по 06.11.2021 г.

Место проведения: с материалами заседания РМО можно ознакомиться на сайте ГУО «Средняя школа №87 г. Минска» http://sch87.minskedu.gov.by, в группе  Viber «Молекула».

Состав участников: учителя химии учреждений образования Партизанского района г. Минска

Методическое обеспечение: презентационные материалы участников выступлений, методические материалы для электронных носителей.

Руководитель РМО Чалая Г.В., учитель химии ГУО «Средняя школа № 87 г. Минска», контактный телефон + 375(29) 5671568;

e-mail:  galachalaya@yandex.by

Координатор: Сергеева А.И., методист управления координации методической работы ГУО «Минский городской институт развития образования», контактный телефон +375(29) 8649688;

e-mail:  sergeeva@minsk.edu.by

Материалы участников РМО по формированию учебно-познавательных, предметных и метапредметных компетенций учащихся с помощью техник визуализации необходимо высылать на электронный адрес e-mail:  galachalaya@yandex.by  не позднее 10.11.2021 г.

Вопросы для обсуждения:

1. Методологический фундамент технологии визуализации информации

Астанькевич Т.И., учитель химии

                                                                    ГУО «Гимназия №7 г. Минска»  

                                                                                                                      

2. Типы и формы визуализации учебного материала на учебных занятиях по химии.

Скорунда В.Л., учитель химии

                                                ГУО «Средняя школа №108 г. Минска»

 

3. Формирование учебно-познавательных, предметных и метапредметных компетенций учащихся с помощью техник визуализации: таймлайны, интеллект-карты, инфографика, скрайбинг и т.д.

Все участники РМО

4. Визуализация информации в современных учебных пособиях по учебному предмету «Химия» как эффективное средство зрительного восприятия, образного представления знаний и учебных действий учащихся.

Все участники РМО

5. Подведение итогов. Выработка рекомендаций по теме заседания. Рефлексия.

Г.В. Чалая, руководитель РМО  

 

Технология визуализации учебной информации – это система, включающая в себя следующие слагаемые: комплекс учебных знаний; визуальные способы их предъявления; визуально-технические средства передачи информации; психологических приемов использования и развития визуального мышления в процессе обучения.

Методологический фундамент технологии визуализации информации составляют следующие принципы ее построения: принцип системного квантования и принцип когнитивной визуализации.

Системное квантование вытекает из специфики функционирования мыслительной деятельности человека, которая выражается различными знаковыми системами: языковыми, символическими, графическими. Всевозможные типы моделей представления знаний в сжатом компактном виде соответствуют свойству человека мыслить образами. Изучение, усвоение, обдумывание текста - как раз и есть составление схем в уме, кодировка материала. 

Принцип когнитивной визуализации вытекает из психологических закономерностей, в соответствии с которыми эффективность усвоения повышается, если наглядность в обучении выполняет не только иллюстративную, но и когнитивную функцию, то есть используются когнитивные графические учебные элементы. Это приводит к тому, что к процессу усвоения подключается «образное» правое полушарие. В то же время «опоры» (рисунки, схемы, модели), компактно иллюстрирующие содержание, способствуют системности знаний.

 

Нормативные документы и рекомендуемая литература:

1. Кодекс Республики Беларусь об образовании.

2. Учебная программа для общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения. ( по химии).

3. Образовательный портал "Национального института образования Беларуси" http://www.adu.by/

4. Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь http://giac.unibel.by/

5. Академия последипломного образования http://www.academy.edu.by

6. Сайт методической поддержки развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся http://tvoi-mir.unibel.by/

7. Республиканский институт контроля знаний http://rikc.by/

8. Гомельский областной институт развития образования http://iro.gomel.by/

9. Минский городской институт развития образования http://mgiro.minsk.edu.by/

10. Центр информационных ресурсов системы регионального образования http://iso.minsk.edu.by/

11. Минский областной институт развития образования http://www.moiro.by/

12. Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья http://www.rcheph.by/

13. Национальная академия наук Беларуси http://nasb.gov.by/

14. Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь http://pravo.by/

15. Информационно справочный портал Беларуси http://interfax.by/

16. Республиканский центр Интернет-образования http://www.fio.by

17. Минский городской методический портал http://mp.minsk.edu.by/

18. Библиотека. Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/

19. «Учительская газета» - электронная версия. http://www.ug.ru/

20. «Учитель» - педагогический журнал. http://www.ychitel.com/

21. Шаталов, В.Ф. Куда и как исчезли тройки. Из опыта работы школ Донецка / В. Ф. Шаталов; Предисл. В. В. Давыдова. – М.: «Педагогика», 1980.

22. Ермолаева, Ж.Е., Герасимова, И.Н., Лапухова, О.В. Инфографика как способ визуализации учебной информации // Концепт. – 2014. – № 11. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2014/14302.htm.

23. Сервисы для создания инфографики

https://infogr.am/

http://creately.com/

http://piktochart.com/

http://visual.ly/

Подробные инструкции по работе с сервисами портале (http://adu.by) в разделе «Электронное обучение» – «Дистанционный всеобуч для учителя».


Материалы заседания

 ВИРТУАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРИИ И ВИРТУАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ В ОБУЧЕНИИ ХИМИИ

 ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ В ПРЕПОДАВАНИИ ХИМИИ: ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

 Визуализация учебной информации как неотъемлемая часть процесса обучения. Методика использования инфографики