УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ПАРТИЗАНСКОГО РАЙОНА
МИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЕ КООРДИНАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Заседание районного методического объединения учителей химии
Тема: Методологические принципы технологии визуализации учебной информации по учебному предмету «Химия»
Цель: создание условий для совершенствования профессиональных компетенций учителей химии в сфере использования технологии визуализации учебной информации в образовательном процессе по учебному предмету «Химия».
Задачи:
‒ актуализировать знания педагогов по вопросам использования технологии визуализации учебной информации на учебных и факультативных занятиях по химии;
- познакомиться с различными типами и формами визуализации учебного материала, способствующими формированию учебно-познавательных, предметных и метапредметных компетенций учащихся;
- определить адреса положительного педагогического опыта работы учителей химии по использованию современных техник визуализации учебной информации на учебном занятии по химии.
Форма проведения: семинар - практикум (в дистанционном режиме)
Дата и время проведения: 03.11.2021 по 06.11.2021 г.
Место проведения: с материалами заседания РМО можно ознакомиться на сайте ГУО «Средняя школа №87 г. Минска» http://sch87.minskedu.gov.by, в группе Viber «Молекула».
Состав участников: учителя химии учреждений образования Партизанского района г. Минска
Методическое обеспечение: презентационные материалы участников выступлений, методические материалы для электронных носителей.
Руководитель РМО Чалая Г.В., учитель химии ГУО «Средняя школа № 87 г. Минска», контактный телефон + 375(29) 5671568;
e-mail: galachalaya@yandex.by
Координатор: Сергеева А.И., методист управления координации методической работы ГУО «Минский городской институт развития образования», контактный телефон +375(29) 8649688;
e-mail: sergeeva@minsk.edu.by
Материалы участников РМО по формированию учебно-познавательных, предметных и метапредметных компетенций учащихся с помощью техник визуализации необходимо высылать на электронный адрес e-mail: galachalaya@yandex.by не позднее 10.11.2021 г.
Вопросы для обсуждения:
1. Методологический фундамент технологии визуализации информации
Астанькевич Т.И., учитель химии
ГУО «Гимназия №7 г. Минска»
2. Типы и формы визуализации учебного материала на учебных занятиях по химии.
Скорунда В.Л., учитель химии
ГУО «Средняя школа №108 г. Минска»
3. Формирование учебно-познавательных, предметных и метапредметных компетенций учащихся с помощью техник визуализации: таймлайны, интеллект-карты, инфографика, скрайбинг и т.д.
Все участники РМО
4. Визуализация информации в современных учебных пособиях по учебному предмету «Химия» как эффективное средство зрительного восприятия, образного представления знаний и учебных действий учащихся.
Все участники РМО
5. Подведение итогов. Выработка рекомендаций по теме заседания. Рефлексия.
Г.В. Чалая, руководитель РМО
Технология визуализации учебной информации – это система, включающая в себя следующие слагаемые: комплекс учебных знаний; визуальные способы их предъявления; визуально-технические средства передачи информации; психологических приемов использования и развития визуального мышления в процессе обучения.
Методологический фундамент технологии визуализации информации составляют следующие принципы ее построения: принцип системного квантования и принцип когнитивной визуализации.
Системное квантование вытекает из специфики функционирования мыслительной деятельности человека, которая выражается различными знаковыми системами: языковыми, символическими, графическими. Всевозможные типы моделей представления знаний в сжатом компактном виде соответствуют свойству человека мыслить образами. Изучение, усвоение, обдумывание текста - как раз и есть составление схем в уме, кодировка материала.
Принцип когнитивной визуализации вытекает из психологических закономерностей, в соответствии с которыми эффективность усвоения повышается, если наглядность в обучении выполняет не только иллюстративную, но и когнитивную функцию, то есть используются когнитивные графические учебные элементы. Это приводит к тому, что к процессу усвоения подключается «образное» правое полушарие. В то же время «опоры» (рисунки, схемы, модели), компактно иллюстрирующие содержание, способствуют системности знаний.
Нормативные документы и рекомендуемая литература:
1. Кодекс Республики Беларусь об образовании.
2. Учебная программа для общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения. ( по химии).
3. Образовательный портал "Национального института образования Беларуси" http://www.adu.by/
4. Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь http://giac.unibel.by/
5. Академия последипломного образования http://www.academy.edu.by
6. Сайт методической поддержки развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся http://tvoi-mir.unibel.by/
7. Республиканский институт контроля знаний http://rikc.by/
8. Гомельский областной институт развития образования http://iro.gomel.by/
9. Минский городской институт развития образования http://mgiro.minsk.edu.by/
10. Центр информационных ресурсов системы регионального образования http://iso.minsk.edu.by/
11. Минский областной институт развития образования http://www.moiro.by/
12. Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья http://www.rcheph.by/
13. Национальная академия наук Беларуси http://nasb.gov.by/
14. Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь http://pravo.by/
15. Информационно справочный портал Беларуси http://interfax.by/
16. Республиканский центр Интернет-образования http://www.fio.by
17. Минский городской методический портал http://mp.minsk.edu.by/
18. Библиотека. Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/
19. «Учительская газета» - электронная версия. http://www.ug.ru/
20. «Учитель» - педагогический журнал. http://www.ychitel.com/
21. Шаталов, В.Ф. Куда и как исчезли тройки. Из опыта работы школ Донецка / В. Ф. Шаталов; Предисл. В. В. Давыдова. – М.: «Педагогика», 1980.
22. Ермолаева, Ж.Е., Герасимова, И.Н., Лапухова, О.В. Инфографика как способ визуализации учебной информации // Концепт. – 2014. – № 11. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2014/14302.htm.
23. Сервисы для создания инфографики
https://infogr.am/
http://creately.com/
http://piktochart.com/
http://visual.ly/
Подробные инструкции по работе с сервисами портале (http://adu.by) в разделе «Электронное обучение» – «Дистанционный всеобуч для учителя».
Материалы заседания
ВИРТУАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРИИ И ВИРТУАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ В ОБУЧЕНИИ ХИМИИ
ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ В ПРЕПОДАВАНИИ ХИМИИ: ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Визуализация учебной информации как неотъемлемая часть процесса обучения. Методика использования инфографики