Школа Активного Гражданина

Отчет по "ШАГу" 2 сентября 2021

С целью воспитания чувства ответственности за будущее Родины, расширения и систематизации знаний учащихся о событиях Второй мировой и Великой Отечественной войн 2 сентября 2021 года в рамках проекта «ШАГ» был проведен информационный час по теме «Международное сообщество накануне и в начале Второй мировой войны».

ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ»

Учитель познакомил учащихся с содержанием информационных блоков:

1. «Итоги Первой мировой войны»;

2. «Политические цели крупнейших стран после Первой мировой войны»;

3. «Приход фашистов к власти в Италии и Германии»;

4. «Политика «умиротворения» агрессора западноевропейских стран»;

5. «Очаги военной напряженности в 1930-ые гг.»;

6. Мюнхенское соглашение: Германия, Италия, Великобритания, Франция;

7. «Попытки создания системы коллективной безопасности. Германо-советский договор о ненападении»;

8. Германо-советский договор о ненападении (Пакт Риббентропа — Молотова);

9. Причины и предпосылки Второй мировой войны.

ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ»

ВЕДУЩИЕ — Антоненко Анастасия и Скидан Вероника, учащиеся 9 класса, организовали обсуждение информации, полученной в ШАГе 1

Учащиеся активно обсудили ответы на следующие вопросы:

1. По мнению историков, Версальский мирный договор создавал предпосылки для новой мировой войны. А как думаете вы?

2. Сохранение послевоенного устройства мира было возможным только при согласованности действий Великобритании, Франции, США и СССР?

3. Приход фашистов к власти в Италии и Германии способствовал развязыванию Второй мировой войны?

4. Политика «умиротворения» со стороны английского и французского правительств позволила Германии свободно действовать в Центральной и Восточной Европе?

5. Вторая мировая война «разгоралась» постепенно?

Выступала Гнедько Н.Г., депутат Туринского сельского Совета депутатов. Ребята имели возможность задать вопросы. Учениками были выделены Причины и предпосылки Второй мировой войны.

В ходе реализации ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» учителем и учениками была осуждена актуальность данной темы.

 

Тематика «Школа Активного Гражданина»  для VIII-XI классов в 2021/2022 учебном году

Мероприятия проекта «ШАГ» для IX классов по изучению истории Великой Отечественной войны

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ШКОЛА АКТИВНОГО ГРАЖДАНИНА» («ШАГ»)

Основная задача проекта – расширение знаний учащихся о политических и социально-экономических событиях в Республике Беларусь, развитие умений анализировать информацию о социальных явлениях и процессах, вести дискуссию по проблемам развития современного общества, что позволит сформировать готовность учащихся в будущем участвовать в общественно-политической жизни страны, выполняя гражданские роли (избирателя, законопослушного гражданина, члена общественных организаций и др.), самостоятельно принимать решения в сфере государственно-общественных отношений, нести ответственность за принятые решения и их последствия.

Последовательная реализация единых дней информирования призвана содействовать формированию у молодых людей критического мышления, аналитических способностей и коммуникативных навыков, компетенции социального действия, понимания взаимосвязи между личной гражданской инициативностью и благополучием страны.

Информационные и методические материалы для проведения мероприятий «Школы Активного Гражданина»  размещаются на Национальном образовательном портале adu.by в соответствующей тематической рубрике.

Методические рекомендации по проведению единого дня информирования для обучающихся учреждений образования

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В соответствии с Инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации воспитательной, идеологической и социальной работы в учреждениях общего среднего образования в 2018/2019 учебном году» каждый четвертый четверг месяца для учащихся IX-XI классов будет организован единый день информирования под общим девизом «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – с приглашением государственных и общественных деятелей, представителей органов государственного управления, депутатов, медийных персон. В течение учебного года каждое учреждение образования осуществит девять тематических ШАГов. Каждый ШАГ предполагает последовательное формирование знаний, умений, личностных качеств, убеждений, лежащих в основе гражданской компетентности.

В «Школе Активного Гражданина» формируется готовность учащихся в будущем участвовать в общественно-политической жизни страны, выполняя гражданские роли (избирателя, законопослушного гражданина, члена общественных организаций и т.д.), готовность самостоятельно принимать решения в сфере государственно-общественных отношений, нести ответственность за принятые решения и их последствия. Основная задача – расширение знаний учащихся о политических и социально-экономических событиях в Республике Беларусь, развитие умений анализировать информацию о социальных явлениях и процессах, вести дискуссию по проблемам развития современного общества.

Информационную поддержку данного мероприятия осуществляет Республиканское унитарное предприятие «Белорусское телеграфное агентство» (БелТА).

Структуру мероприятия составляют три взаимосвязанных содержательных блока:

ШАГ 1. «МЫ УЗНАЁМ». Целевая установка – информировать учащихся.

ШАГ 2. «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ». Целевая установка – развивать критическое мышление, умение анализировать полученную информацию, формулировать и высказывать собственные суждения по вопросам развития гражданского общества.

ШАГ 3. «МЫ ДЕЙСТВУЕМ». Целевая установка – формировать рефлексивные умения, понимание взаимосвязи между личной гражданской инициативностью и благополучием страны (компетенция социального действия).

В ходе реализации ШАГа 1 «МЫ УЗНАЁМ» ведущий ток-шоу (учитель, педагог-организатор, заместитель директора) информирует учащихся в соответствии с заданной темой. На данном этапе для участия в представлении информации можно привлечь учащихся (лидеров детских и молодежных общественных объединений, ученического самоуправления). Рекомендуемое время реализации ШАГа 1 – 15 минут.

ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ» можно реализовать двумя способами. При наличии приглашенных гостей (представителей государственных органов власти, местных органов управления, депутатов) можно использовать технологию «100 вопросов ко взрослому: события, факты, комментарии». Информация о данной технологии размещена на сайте Министерства образования Республики Беларусь http://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/glavnoe-upravlenie-vospitatelnoy-raboty-i-molodezhnoy-politiki/upravlenie-raboty/informatsionno-analiticheskie-i-metodicheskie-materialy/index.php . В ходе общения с гостем учащиеся задают заранее подготовленные вопросы в фокусе темы единого дня информирования. Возможен вариант онлайн-встречи (при наличии технического обеспечения).

При отсутствии специально приглашенного гостя ведущий ток-шоу организует с учащимися обсуждение с опорой на вопросы, сформулированные в соответствии с основными блоками информации, представленной на первом этапе мероприятия. Рекомендуемое время реализации ШАГа 2 – 20 минут.

В ходе реализации ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» учащиеся на основе анализа полученной информации делают выводы, делятся опытом деятельности по реализации социальных проектов и инициатив, вносят предложения по участию в общественной жизни своего региона, своей малой родины. Рекомендуемое время реализации ШАГа 3 – 10 минут.

Информационный материал для подготовки и проведения единого дня информирования размещён в приложении к данным методическим рекомендациям. В целях визуализации предложенной информации инициативная группа учащихся может заранее подготовить мультимедийную презентацию.