Методический продукт №2 (Комплекс трансформационных упражнений)

«Лексические умения классифицируются как продуктивные (говорение и письмо) и рецептивные (аудирование и чтение). Продуктивные лексические умения – это синтезированная операция, которая заключается в вызове лексической         единицы в соответствии с коммуникативной задачей или ситуацией общения, а также в ее правильном сочетании с другими лексическими единицами. Рецептивное же лексическое умение – это синтезированное действие, которое заключается в распознавании графического или фонетического образа лексической единицы и в соотнесении формы слова с его значением» [2, с.178].

 «Для формирования и развития умений предназначены специальные упражнения, получившие наименование условно-речевых упражнений. Умения могут быть как практическими, так и умственными» [1, с.320]. В отличие от навыков, умение может образовываться и без специальных упражнений в выполнении какого-либо действия.      

«Лексические умения положительно влияют на владение английским языком лишь тогда, когда с помощью этих умений учащимися осознаются лексические особенности иноязычной речи и когда вслед за этим осознанием следует   тренировка  учащихся  в  продуктивно-творческой  иноязычной  речи»

[2, с.257].

«Выполнению упражнений всегда предшествует надежное усвоение теоретического материала учащимися и тщательный инструктаж учителя. Обучающий результат упражнений проявляется в освоении учениками системы приемов, способов практических действий. Развивающий эффект этого метода заключается в расширении возможностей творческого самовыражения личности и формировании обобщенных умений. Упражнение всесторонне и объективно позволяет диагностировать состояние прочности знаний, глубину их понимания учащимися» [3, с.195].

Трансформационные упражнения являются не единственным способом формирования лексических умений. На ряду с трансформационными упражнениями можно использовать условно-речевые упражнения, метод пересказа, дидактичнские игры.

«Трансформационные упражнения помогают сформулировать различные навыки: замены, сокращения, комбинирования или расширения новых грамматических структур при общении. В трансформационных упражнениях учащиеся изменяют структуру, порядок слов или грамматические формы заданного   материала  в  соответствии  с   инструкцией   и  речевой  ситуацией»

[1, с.214].

Условно-речевые упражнения - это упражнения, формирующие и развивающие речевые навыки, имеющие коммуникативную задачу, но за данную форму высказывания.

Пересказ – вид работы учащегося, средство развития речи на основе образа. Проводится этот вид работы во всех классах, начиная с первого, практикуется на всех уроках. Метод пересказа заключается в том, чтобы ученик смог передать содержание прочитанного текста, а также в усвоении его логики, композиции, средств языка – лексики, синтаксиса, образных средств.

«Дидактическая игра – игра, проводимая в учебных целях, главными из которых являются формирование речевых умений, повышению мотивации к изучению языка, заучивание готовых фраз и ситуационных клише. В дидактической игре цели обучения достигаются через решение игровых задач» [1, с.62].

          В своей педагогической практике на уроках английского языка при формировании лексических умений я использую условно-речевые упражнения, в том числе, трансформационные упражнения. Исходя из поставленных выше задач были разработаны трансформационные упражнения, которые  используются на определенных этапах урока.

          В 7 классе, в разделе «Town and village» при изучении темы «City dwellers and country folks»  для закрепления лексических единиц на уроке формирования и закрепления умений и навыков,   предлагается учащимся следующее задание: «Ответьте на вопросы. В ответе используйте слово, которое дано в левом столбике»

Example: «What is near your house(a church) – There is a church near my house.

1. What is the centre of the town?

A. a pedestrian area

2. Why are a lot of buildings really well-kept?

B. the residents

3. Where do you go to enjoy places of natural beauty?

C. the countryside

4. Are there many picturesque places around your city?

D. unspoiled

5. Why do you wait for ages for the bus?

E. the public transport system

          Для таких упражнений можно использовать прием «Ромашка вопросов». Могут быть простые вопросы (факты), интерпретационные (объясняющие) вопросы (почему?). Еще один прием «Оживи картинку». С помощью данного приема педагог может попросить одного учащегося задавать вопросы, глядя на картинку, а остальные будут отвечать. Изображения должны соответствовать текущему уроку. Картинки подбираются к словам, которые даны для ответа на вопросы. Можно использовать индивидуальную форму работы и фронтальный опрос для такого вида упражнений.

          Учащиеся должны обладать соответствующими умениями, для того чтобы правильно выполнить упражнение. Используется лексика, которая была введена в начале урока, а также закреплённые лексические единицы с предыдущих уроков. Выбираются предложения из контекста данного урока, с подбором более усложненных лексических значений, но в рамках изучаемого лексического материала. Преимущество таких трансформационных упражнений заключается в том, что учащиеся с незначительно затратой времени могут выполнить задание, тем самым логически осмыслить лексические единицы и правильно ответить на вопрос. Недостатки, которые возникают при использовании данного упражнения могут быть обусловлены недостаточным восприятием лексических единиц и непониманием смысла вопроса.

          В том же разделе при изучении темы «What is your neighbourhood like?» » учащимся предлагается следующее упражнение: «Complete the second sentence so that it has the similar meaning to the first sentence, using the word given. Do not change the word given. You must use between two and six words, including the word given»

          Example: They didn’t go to the country side, as it was foggy. ( OF )

                          They didn’t go to the country side ____________ the fog.

                          They didn’t go to the country side because of  the fog.

  1. People say that the local camera shop is very good. ( SUPPOSED )

           The local camera shop ______________ very good.

  1. We’re meeting our friends at 9.00 ( GOING )

We ______________  our friends at 9.00.

  1. They made her hand over her notebooks. ( WAS )

She _____________ her notebooks.

  1. We discussed the problem but nobody had a solution. ( CAME )

We discussed the problem _______________ with solution.

  1. The only question I had wrong was question seven. ( EXCEPT )

I had _______________ question seven.

          Данный вид трансформационных упражнений может использоваться на комбинированном уроке, на  этапе вторичного применения лексических умений. Предлагается прием «Выход за пределы». В ходе конструирования урока учитель выходит за пределы учебника, предмета, гармонично вплетая в урок последние события, примеры из окружающей действительности и т.д. Таким образом, учитель подводит учеников к данному заданию, приводит примеры на перефразирование с использованием примеров из реальной жизни. Так как задания на перефразирование состaвляют определенные трудности у учащихся, возможно предложить как парную форму работы, так и работу в мини-группах.

           При разработке таких упражнений, следует проанализировать - в полной ли мере сформированы лексические умения на этапе понимания, смогут ли учащиеся правильно составить предложение с данной лексической единицей, соответствуют ли предложения тематике урока, а также учитывать степень сложности трансформации.

          Преимущества таких трансформационных упражнений в том, что учащиеся отрабатывают лексические единицы темы, учитель может проконтролировать, насколько хорошо учащиеся понимают смысл предложения и могут ли они применять лексические единицы при перефразировании предложений. Недостатки данного задания в том, что некоторые ученики владеют лексикой на недостаточно высоком уровне и для них сложно лексически правильно построить новое предложение.

          В этом же разделе при изучении темы «The city or the countryside» на этапе понимания лексических умений, учащиеся получают следующее задание «Исправьте ошибку, составьте одно сложное предложение из двух простых. Используйте смысловые слова для соединения предложений». Ученикам предлагается раздаточный материл в виде карточек с таблицей, в первой колонке даны предложения с лексической ошибкой, во второй колонке -  предложения, подходящие по смыслу к первым.

          Example: We live in the neighbourhood.  It’s about 30 min from the city centre, but the air is much cleaner here.  - We live in the suburbs and it’s about 30 min from the city centre, but the air is much cleaner here.

1  There are a few shop built-up.

A There are lots of cafes, bars, and nightclubs.

2 The air is getting more and more heavy traffic.

B  New houses are built every year and there isn’t much space left.

3 The air is very close at hand.

C We don’t have to travel to a huge shopping mall to shop for groceries

4 It’s easy to lively Minsk.

D There are many buses, trams and a well-developed metro system.

5 There is a lot of  easy to get in the centre of the city in the morning.

E Therе are so many cars that it’s impossible to get to school on time.

          Для выполнения данных упражнений используется индивидуальная форма работы. Можно использовать прием «Лови ошибку». Перед выполнением таких заданий, педагог намеренно допускает ошибки в употреблении лексических единиц, ученики заранее предупреждаются об этом. Важно научить детей реагировать на ошибки. Далее ученики получают задания, где нужно найти ошибку и соединить два простых предложения в одно сложное, используя смысловые слова. Разрабатываются упражнения в соответствии с материалом и текущей тематикой урока. Преимущества таких трансформационных упражнений в том, что учащиеся, владея определенным запасом лексических единиц, могут правильно использовать их в предложениях. Однако могут возникнуть определенные трудности с переводом предложения и непониманием его смысла. Данное упражнение может использоваться не только для формирования лексических, но и грамматических умений.

          При изучении темы «Future cities» в том же разделе на этапе контроля закрепления лексических единиц и составлении монологического высказывания учащимся предлагается следующее задание:

           «Think of some more things that people can change in cities of the future. Use the ideas from the box. Can you add any ideas of your own»

Example : People can built parks on the roofs of houses.

flying cars, to build underground/    to use, 1000-story skyscrapers/  to create on other planet, entertainment facilities/   to drive by robots, energy/   to replace by VR, cars/

to produce from food, factories and plants/    to recycle, all rubbish

           Для данных заданий возможно использование такого приема как «Добавь предложение». Цель – придумать рассказ таким образом, чтобы каждый играющий по очереди добавлял предложения собственного сочинения. В итоге должен получится рассказ.

          Следует учитывать уровень сформированности лексических единиц учащихся, т.к. при конструировании предложений могут возникнуть определенные трудности. Данные трансформационные упражнения  разрабатываются на основе не только пройденной темы, но и с условием отработки и закрепления лексических единиц предыдущих разделов. Данные могут выбираться из контекста урока, а также дополнительной литературы, которая соответствует изучаемой тематике. Преимущества таких заданий: педагог четко может определить насколько усвоен пройденный материал, лексические единицы, грамматические структуры, порядок построения утвердительных и отрицательных предложений. Недостатки таких упражнений заключаются в том, что учащиеся, у которых уровень владения лексическими единицами средний или ниже среднего, не справляются с такими заданиями. Однако, используя индивидуальный подход, следует предложить более простые упражнения на трансформацию, возможно с готовыми опорами и грамматическими структурами для таких учащихся. 

         Применяя различные виды трансформационных упражнений при обучении лексике по изучаемой теме, выстроенных в порядке “от простого - к сложному”, учащиеся хорошо уясняют особенности прорабатываемого языкового материала. Лексические умения необходимо формировать, тренировать, обобщать и систематизировать. Осуществить это можно при выполнении трансформационных упражнений, так как при помощи упражнений мы углубляем, расширяем знания, формируем соответствующие умения и навыки.

          При введении и усвоении новых лексических единиц следует возвращаться уже к пройденным темам для сочетания и сопоставления их с новым лексическим материалом [6, c.98]. На учебных занятиях следует использовать целый комплекс различных трансформационных упражнений, выполнение которых приводит к ожидаемому результату, у учащихся формируются прочные лексические умения, усвоение изучаемых лексических единиц приводит к высоким результатам и качественным показателям, и в дальнейшем, учащимся намного проще варьировать полученными лексическими умениями и навыками по той или иной теме.

При объяснении лексического материала следует акцентировать внимание учащихся на изучение определенной темы и активизировать их учебно-познавательную деятельность посредством выполнения трансформационных упражнений.

Следует подчеркнуть, что в наши дни процесс обучения требует более дифференцированного и индивидуального подхода к обучению лексики. Главная трудность в обучении лексическим умениям состоит не в запоминании отдельных фактов языка, а в овладении действиями с ними [4, c.6]. Поэтому основное назначение трансформационных упражнений заключается в том, чтобы обеспечить учащимся овладение действиями с лексическим материалом, как в рецептивном, так и в репродуктивном плане.

Список литературы

  1. Азимов Э.Г. Современный словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам/Э.Г.Азимов, А.Н.Щукин. –

М.:ЭКСМО,2019.  – 448 с.

  1. Гальскова Н.Д. Основы методики обучения иностранным языкам: учебное пособие / Н.Д. Гальскова, А.П. Василевич, Н.Ф. Коряковцева, Н.В. Акимова. – М.: КНОРУС, 2017. – 390 с.
  2. Жук О.Л. Педагогика (Учебно-методический комплекс для студентов педагогических специальностей) Мн.: БГУ, 2003. – 383 с.
  3. Замежныя мовы, Рэдактар Касьянава Л.Д. , РУП «Выдавецтва i выхаванне»,Мiнiстэрства адукацыi Рэспублiкi Беларусь, 1[67] студзень-сакавик,2018. – 65 c.
  4. Конышева А.В. Английский язык. Современные методы обучения / А.В. Конышева. – Минск: ТетраСистемс, 2017. – 352 с.
  5. Леонтьева Т.П. Методика преподавания иностранного языка

Т.П.Леонтьева. – Минск: Вышэйшая школа, 2017. – 239 с.

Комплекс упражнений для диагностики уровня сформированности лексических умений

  1. Answer the questions. Use the word from the brackets.
  • What are the differences between a shopping centre and a department store? (buy)
  • Why don’t you go jogging any more? (used to)
  • What do you usually do with your friends? ( much time)
  • Have you watched any films or cartoons with this character? (neither)
  • Which book would you like to read? (favourite)
  1. Complete the second sentence so that it has the similar meaning to the first sentence, using the word given. Do not change the word given. You must use between two and six words, including the word given.
  • I consider him my worst enemy. (LOOK)

 I________________enemy.

  • Even we drive very fast, we’ll never get to the theatre on time. (HOW)

Now________________ ,we’ll never get to the theatre on time.

  • Mary has just reached the gate when it began to rain. (THAN)

No sooner______________________ it began to rain.

  • Where do you think he is? (WONDERED)

She____________________________

  • I won’t enter the room unless you clean it up.(LONG)

I will________________you clean it up.

  1. Find a mistake in each sentence. Use the correct word to combine two sentences into one.
  • Visit the museum. It’s rainy, you’ll enjoy a walk through an area of natural beauty.
  • You can just walk around. You’ve taken foreign phrases.
  • A guided tour will allow you… Understand what sights are worth seeing again.
  • Use simple city bus tour. You travel abroad.
  • It’s better to plan to spend two hours maximum in one botanical garden. Concentrate on the areas you are mostly interested in.
  1. Use the ideas from the box. Complete the guided tour with some expressions from the box. Can you add any ideas of your own.

a)…welcome to…        b) …famous for…     c) Here’s one interesting fact…       d) Just imagine…    e) On your right/left you  can see     f)…if you look over there…      g) …is worth visiting…

h) …we recommended you to visit…

Скачать Word (30,3 КБ)