Разделы сайта

Государственное учреждение образования

«Средняя школа № 87 г. Минска»

Проект организации  шестого школьного дня

Экскурсионный цикл

«Краеведение глазами поколения Z»

(номинация «Лучшая творческая идея организации шестого школьного дня»)

 

 

Аннотация

 

    Город есть книга, в коей всякая улица занимает страницу.  Будем прибавлять новые листы, но не станем вырывать старых.  М.П.Погодин 

    Уже долгое время шестой школьный день - значимая и неотъемлемая составляющая воспитательного и образовательного процессов. Администрацией школы № 87  уделяется огромное внимание этому аспекту деятельности школы. Разнообразные мероприятия: традиционные и инновационные – проводятся еженедельно. В связи с объявлением 2018/2020 годов  Годом «малой Родины» был разработан проект организации «школьной субботы» по освоению истории и культуры города Минска с помощью новейших информационных технологий, предполагающий привлечение к его реализации большинства учащихся школы, - экскурсионный цикл «Краеведение глазами поколения Z». Педагоги и администрация проводят многоступенчатую подготовку для воплощения проекта в жизнь. Эта деятельность направлена на идеологическое, гражданское и патриотическое, духовно-нравственное воспитание учащихся. Создаются условия, способствующие инициативности, сохранению национального, духовного и культурного достояния, исторического наследия страны, что позволит провести работу в рамках всех направлений Концепции и Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь.

    Воспитание в ходе практической деятельности станет белее эффективным, а для учащихся станет тем фактором, который подтолкнёт их к совершенствованию и развитию как в интеллектуальной, поисково-исследовательской сферах, так и в креативной.

    Перспективы развития данного проекта мы видим в распространении накопленного содержательного материала по освоению учащимися и педагогами государственного учреждения образования «Средняя школа № 87 г. Минска» знаний о своей «малой Родине», её истории и культуры в рамках шестого школьного дня.

    Актуальность. В современных условиях шестой школьный день - неотъемлемая часть воспитательного и образовательного процессов, реализуемых в каждом учреждении образования Республики Беларусь.

    Актуальность разработки шестого школьного дня обусловлена не только наличием свободного времени в субботу у многих учащихся и их родителей, но и социальными запросами сегодняшнего дня. Обеспечение удовлетворения последних – одна из главных задач современной школы.

    Также мероприятия в шестой школьный день предполагают добровольный  характер участия, выбор способа и степени этого участия, возможность прийти на мероприятие всей семьёй, имеют преимущества общения всех участников образовательного процесса в неформальной обстановке. Однако это не отменяет существование проблем формирования мотивации к активному участию в культурно-массовых, спортивных мероприятиях, социально значимых акциях шестого школьного дня. На решение этой проблемы и направлено использование активных  и интерактивных методов и форм работы с применением интернет ресурсов, социальных сетей, интернет платформ, предполагающих живое, непосредственное участие детей, подростков, взрослых. В этом и состоит новизна нашего проекта.

    Следовательно, в субботний день необходимо предлагать множество возможностей и для детей, и для их родителей с интересом и пользой проводить свободное время, проявить и развить свои таланты, узнать что-то новое, поделиться своими открытиями, найти единомышленников и друзей.

    Даже те, кто придёт на мероприятия шестого школьного дня по настоянию учителя или с другом «за компанию», не должны остаться не у дел.    Приобщение к деятельности коллектива способствует сплочению оного. Что приведёт к ощущению себя частью коллектива, а затем и народа в целом.

    Одним из приоритетов государственной политики в области образования является стратегия развития и обогащения интеллектуального потенциала нации в условиях формирования единого идеологически-ценностного пространства как учреждений образования, так и всего белорусского государства в целом. Таким образом, гражданское и патриотическое воспитание является одним из главных направлений работы государственных учреждений образований, поскольку дети и учащаяся молодёжь в первую очередь являются объектами этой деятельности.

    Основными ценностями современного общества должны стать не столько материальные блага, сколько духовное богатство личности. Личность, сконцентрированная на сиюминутных желаниях, не способна полноценно самореализоваться в обществе. Поэтому так важно знать и оберегать культурное наследие – многовековой опыт народа, материализованный в предметах искусства и быта, традиции, обряды, обычаи, верования, мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности. Научить этому подрастающее поколение, воспитать патриота в каждом – задача школы. Иначе нельзя будет сохранить национальную гордость, нравственный авторитет, давно завоёванный белорусским искусством, литературой, живописью…    Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если быть непохожим будет значить – быть белорусом.

    С целью выяснить уровень знаний учащихся по вопросам истории и культуры города Минска администрация школы № 87 г. Минска совместно с психологом провела анкетирование (Приложение 2). Результаты его показали:

   - 30 % учащихся не обсуждают вышеперечисленные вопросы со своими родителями, совместно не посещают театры, выставки, музеи;

   - 20% учащихся учреждения не обсуждают данную информацию со своими сверстниками;

   - 18 % - считают, что эта информация неинтересная и ненужная;

   - 12 % учащихся ответили, что имеющихся знаний им достаточно;

   - и только 20% опрошенных, помимо школьных мероприятий, активно изучают достопримечательности Беларуси совместно с родителями.

    Таким образом, очевидна необходимость работы по формированию интереса к истории и культуре Республики Беларусь с помощью новых, более продуктивных, инновационных методов. Практика показывает, что добиться этого можно с помощью частично поисковой, исследовательской деятельности, которая расширяет кругозор и развивает познавательный интерес учащихся, формирует практические и интеллектуальные умения, способствует развитию творческих возможностей и их самоопределению.

    Всё вышеперечисленное и определило выбор темы проекта шестого школьного дня - экскурсионный цикл «Краеведение глазами поколения Z».

    Цель проекта – расширить знания и приумножить умения учащихся по освоению исторического и культурного наследия Республики Беларусь в рамках организации мероприятий шестого школьного дня.

    Задачи проекта:

  • изучить и проанализировать имеющийся педагогический опыт по популяризации исторического и культурного наследия города Минска учащимися разных возрастных категорий;
  • создать творческие группы педагогов, учащихся школы и родителей, которые смогут реализовать проект;
  • разработать план организации шестого школьного дня по освоению истории и культурного наследия своего города;
  • разработать планы экскурсий для учащихся 5-10 классов по избранным объектам города, изучению их культурологической и исторической ценности;
  • организовать работу творческих групп по исследованию отобранных объектов, созданию мультимедийных материалов для экскурсий, написанию текста экскурсий;
  • организовать публикацию подготовленных материалов и проведение очных и/или заочных экскурсий по избранным уголкам Минска для учащихся I ступени образования.

    Объектом является шестой школьный день, направленный на расширение и обогащение знаний учащихся по освоению истории и культуры города Минска.

    Предмет – методы, приёмы, формы работы, способствующие освоению подрастающим поколением истории и культуры города Минска с помощью интерактивной деятельности.

    Предполагаемый результат. При условии поэтапной реализации проекта, учащиеся расширят и обогатят свои знания об истории и культуре Минска посредством интерактивной деятельности, приобретут опыт в освоении профессий, связанных с мультимедийными технологиями;

    Родители учащихся повысят свою информационную культуру, участвуя в совместных творческих делах при изучении истории и культуры своего города, что будет, несомненно, способствовать повышению уровня национального самосознания, социальной активности их детей, укреплению семейных уз.

    Педагоги активизируют деятельность и повысят эффективность работы с учащимися и родителями по освоению истории и культуры своей «малой Родины».

    Администрация школы расширит воспитательное пространство школы путем публикации созданных материалов на различных интернет-ресурсах,  привлечения к деятельности представителей других государственных учреждений Республики Беларусь, а также социальных партнёров.

   Тип проекта: инновационный.

   Сроки реализации: 2019/2020 учебный год.

   Методы реализации проекта:

  1. Теоретические:
  • изучение научной, методической литературы и интернет- источников по проблеме проектирования;
  • создание алгоритма распространения, полученных знаний учащимися среди субъектов проекта;
  1. Эмпирические:
  • Диагностика в формах наблюдения, анкетирования по изучению уровня «культурной грамотности» учащихся;
  • изучение и внедрение продуктов деятельности учащихся, созданных в процессе познания культурного наследия родного города.

Технические:

  • Телевизоры
  • Проекционное оборудование
  • Цифровой аппарат
  • Компьютеры
  • WEB-камеры

Информационные:

  • Каталог научно-методических материалов по теме проекта;
  • Интернет-источники;
  • Официальные сайты: Министерства образования, государственного учреждения образования «Средняя школа №87 г. Минска», АПО, МГИРО.

 

Описание деятельности

 

    Представленный проект по организации шестого школьного дня в государственном учреждении образования «Средняя школа № 87 г. Минска» «Экскурсионный цикл «Краеведение глазами поколения Z»» создан в соответствии с положениями нормативной правовой базы по воспитательной работе, после изучения современной научно-методической литературы и анализом лучшего педагогического опыта в данном направлении.

 

Перспективный план

 

    Реализации проекта организации  шестого школьного дня «Экскурсионный цикл «Краеведение глазами поколения Z»»

 

№ п/п

Сроки реализации

Этапы реализации проекта

Участники

Примечания

1.

Май 2019

Составление плана работы.

Кононкова И.В.

 

2.

Май 2019

Анкетирование участников проекта с целью определения их знаний по краеведению.

Елисеева О.О.

 

3.

Июнь-июль 2019

Поиск и отбор материала.

Стрекач И.И., Хоменко В., Кононкова И.В.

 

4.

Июль-август 2019

Составление текстов экскурсий.

Стрекач И.И., творческая группа учащихся

 

5.

Сентябрь 2019 – апрель 2020

Сбор и накопление кино-, фото- и видеоматериалов.

Хоменко В., творческая группа учащихся

 

6.

Сентябрь 2019 – апрель 2020

Творческое осмысление и обработка кино-, фото- и видеоматериалов, создание роликов, презентаций, сообщений «ВКонтакте»,

 

Хоменко В., творческая группа учащихся

 

7.

Сентябрь 2019 – апрель 2020

Публикация роликов на канале Ютьюб, презентаций, сообщений «Вконтакте»,

фотографий и роликов в Инстаграм.

Хоменко В., творческая группа учащихся

 

8.

Сентябрь 2019 – апрель 2020

Проведение очных и заочных экскурсий в шестой школьный день.

Кононкова И.В., творческая группа учащихся

 

9.

Май 2020

Итоговое анкетирование участников проекта с целью выяснения изменений их кругозора.

 Елисеева О.О.

 

  

Циклограмма суббот

 

    В период с сентября 2019 года по апрель 2020 года проект предполагает распределение суббот каждого месяца по следующему алгоритму:

  1. Сбор творческой группы, выбор руководителя, получение плана задания, анализ теоретических материалов, организация работы группы.
  2. Выезд на место и сбор кино-, фото-, видео- материалов. Опрос местных жителей, встречи с краеведами, работниками музеев.
  3. Обработка и редактирование собранных материалов, создание роликов, презентаций, художественных фотографий, мотиваторов, заочных экскурсий, составление текстов экскурсий.
  4. Проведение очных или заочным экскурсий членами инициативной группы длч учащихся 1-4 классов.

    Такое деление даёт ребятам возможность заняться разнообразной деятельностью: посещать музеи, организовывать экскурсии, встречаться с интересными людьми, заниматься исследовательской и поисковой деятельностью, благотворительностью.

    Цикличная организация реализации проекта позволяет любому желающему попробовать себя в необычной и новой роли. Если в первом проекте учащийся выполнял функции оператора или монтажёра, то во втором (в следующем месяце) он может стать экскурсоводом или влогером.

    В качестве приорететных направлений по изучению истории и культуры Минска мы выбрали следующие:

  • архитектурное (традиционно лицом любого населённого пункта являются постройки на его территории, к сожалению, большинство учащихся имеют представления только о крупных архитектурных памятниках нашего города);
  • историческое (изучение истории родной страны, в том числе и ее военной истории, даст не только знания об истории и культуре «малой Родины», но и поможет воспитывать у учащихся уважение к своим корням, ответственность за сохранение исторической памяти);
  • природное (общение учащихся с природным богатством страны, стимулирует желание заботиться о природе и охранять ее достопримечательности);
  • выдающиеся люди Беларуси (проявление интереса к  людям, прославившим  родную землю, есть важнейшее условие успешного развития Республики Беларусь);
  • легендарное, частично мистическое (загадки истории и архитектуры иногда сопряжены с мистикой и легендами, что пробуждает познавательный интерес юных участников проекта).

    Заинтересованность тематикой проекта легла в основу формирования творческих групп и выбора их руководителей. Не секрет, что невозможно заставить человека стать свободным или творческим. Можно лишь создать условия для реализации внутренних стремлений и желаний. Залог успешности дела во внутренней мотивации. Это становится ещё более значимым, когда речь идет об учителе. Личности, влияющей на формирование мировоззрения учащихся, их жизненной позиции, общей культуры. В то же время создание нового эффективного опыта работы приводит к развитию личности самого педагога, росту его профессионального мастерства.

    Задача администрации нашей школы – побудить педагога к творческой деятельности,  создать ситуацию успеха. Ощутив удовлетворённость профессией, учитель захочет повторить это состояние. Творческий поиск, общение с детьми становятся потребностью. Именно такая ситуация успешности и удовлетворённости работой создаётся в творческой группе.

    В связи с этим были выбраны руководители творческих групп, каждой из которой предлагается всестороннее, систематическое изучение одного из поисковых направлений в течение 2019/2020 учебного года (Приложение 3).

    Творческая инициативная группа в мае месяце разработала циклограмму проведения субботнего дня в 2019/2020 учебном году, подобрала темы, всесторонне и в необычном ракурсе раскрывающие историческое наследие Минска. Сверхзадача была сформулирована так: «Найти самые привычные места Минска  с необыкновенной историей» или «Нетипичные для экскурсий места города». Материалы, собранные руководителями групп (Приложение 1), были собраны в единый сборник.

    В процессе исследовательской деятельности учащиеся за август месяц подготовили различные виды вопросов, текстов экскурсий, видеоролик, фотографии. Первая пробная экскурсия получилась несколько сумбурной, но продемонстрировала искреннюю заинтересованность школьников.

    Благодаря проделанной работе, информационные и классные часы, субботние мероприятия по изучению исторических, архитектурных, культурных и природных объектов Минска смогут стать более интерактивными, их смогут проводить не только классные руководители, но и учащиеся 10-11-х классов для учащихся I ступени общего среднего образования.

    Таким образом, в учреждении образования  в новом учебном году в шестой школьный день начнётся исследовательская деятельность учащихся по разным направлениям:

  1. Минск забытый.
  2. Минск разрушенный.
  3. Минск мистический.
  4. Минск исторический.
  5. Минск исконный.
  6. Минск необычный.
  7. Минск красивый.
  8. Минск загадочный.
  9. Минск родной.

    Предполагается, что в течение года каждая группа (Приложение 3)  пройдёт своё направление по вышеупомянутому циклу. Эти группы сменного состава позволяют мобильно реагировать на изменение интересов учащихся, их жизненные обстоятельства.

    Из учащихся 11-х классов была создана творческая группа, задача которой заключается в редактировании и оформлении материалов для публикаций.

    В мае 2019 года администрация школы провела вводное анкетирование с целью анализа уже имеющихся знаний у учащихся об истории и культуре Минска.

    На основании результатов анкетирования была разработана годовая циклограмма по освоению учащимися основных знаний  о Минске (Приложение 3).

    Таким образом, каждая группа в текущем году знакомится с разными направлениями истории Минска. На основании годового плана проекта будут внесены коррективы в план воспитательной и идеологической работы в классах и школе.

    В начале учебного года руководители творческих групп: педагоги и старшеклассники – получат материалы и циклограмму работы на месяц, а также выберут направление, которое им предстоит совместно с учащимися  разных возрастных категорий исследовать, изучить и представить приобретённую информацию в виде творческого продукта. Причём тема и циклограмма – это лишь руководство к действию, а как его выполнить творческая группа решает  совместно с родителями с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

    Со стороны педагогических работников предполагается творческий, новаторский подход к выбору форм и способов организации взаимодействия с учащимися, их семьями, социокультурными учреждениями столицы.

    Следует отметить, что целевая аудитория участников определяелась с позиции массовости и активности всех субъектов образовательных отношений, представителей заинтересованных организаций и социокультурных институтов столицы.

    Со стороны педагогических работников предполагается творческий, новаторский подход к выбору форм и способов организации взаимодействия с учащимися, их семьями, учреждениями дополнительного образования и социокультурными институтами столицы.

    Следует отметить, что целевая аудитория участников определялась с позиции массовости и активности всех субъектов образовательных отношений, представителей заинтересованных организаций и социокультурных институтов столицы.

 

Заключение

    На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что систематическая работа в режиме проекта шестого школьного дня «Экскурсионный цикл «Краеведение глазами поколения Z»» будет способствовать формированию гражданина с высоким уровнем нравственной, информационной, культурной, личностной, коммуникативной компетентности на основе общечеловеческих ценностей и позволит выполнить главную задачу воспитания, обозначенную в Кодексе Республики Беларусь об образовании и Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь, – «формирование у подрастающего поколения гражданственности и патриотизма на основе государственной идеологии».

    Очевидно, что на основном этапе реализации проекта сотрудничество с социумом, обмен опытом с другими учреждениями и организациями района, города, республики позволит растить талантливых, творческих и инициативных молодых граждан, так необходимых нашему государству.

Результатом деятельности участников проекта по изучению истории и культуры «малой Родины» могут стать не только углубление знаний по вышеупомянутой теме, но и расширение их кругозора. Формирование патриотических чувств, интереса к истории и искусству родного города,  стремление к познанию нового – таковы предположительные итоги проекта.

     Публикации собственноручно снятых и смонтированных роликов, придуманных мотиваторов, отредактированных сообщений Вконтакте, обработанных фотографий в Инстаграм способствует социализации личности. При положительной реакции – и самоутверждению детей и подростков.   Возможность освоить разные виды деятельности, связанные с информационными и медиаресурсами, будет способствовать более осознанному выбору будущей профессии.

    Помимо этого, не только расширятся познания школьников и их родителей о «малой Родине», но и будет формироваться положительная мотивация к познанию. Уважительное отношение к культуре и истории города и страны, выраженных не только на страницах учебника, но и окружающих нас. Умение анализировать и воспринимать  многие потоки информации сделает формирующуюся личность более конкурентноспособной в современных реалиях.   Умение видеть прекрасное в обычном разовьёт эстетический вкус, и родится желание сохранить всю эту красоту. Из чего и появится искреннее, рождённое внутри человека, чувство любви к Родине.

    Умение загадывать загадки, стремиться их разгадать, настойчивость в этих поисках заложит основу характера будущего исследователя. Поиски нестандартных решений нестандартных проблем пробудит в реалисте фантазёра, умеющего выйти из любой ситуации. Мобильность сознания и поведения позволит в будущем ребёнку найти своё место в социуме.

    С этими качествами сопряжено и умение общаться, ведь членам творческих групп неоднократно придётся обращаться  к местным жителям или работникам госслужб. В результате чего будет развиваться социализация личности.

Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры подрастающего поколения как основы его любви к Родине.

 

Список использованных источников

 

1. Буткевич, В.В. Гражданское воспитание детей и учащихся молодёжи: пособие для рук.учреждений образования, педагогов, классных руководителей / В.В. Буткевич. – Минск: НИО, 2007. – 280 с.

2. Бедулина, Г.Ф. Идейно-воспитательное пространство учреждения образования/ Г.Ф.Бедулина // Праблемы выхавання. – 2006. – №4.

3. Бедулина, Г.Ф. Информационное обеспечение идеологической работы в общеобразовательных учреждениях/ Г.Ф.Бедулина, И.А.Дзюба. – Минск: Академия последипломного образования, 2007.

4. Бедулина, Г.Ф. Методическое сопровождение идеологической работы в общеобразовательных учреждения / Г.Ф.Бедулина. – Минск: Национальный институт образования,

5. Бедулина, Г.Ф. Информационно-методическое сопровождение идеологической работы в общеобразовательных учреждениях. / Г.Ф.Бедулина, Л.А. Кивлюк. – Минск: “Зорны верасок”, 2011.

6. Бедулина, Г.Ф. Современные информационно-коммуникационные технологии идеологической и воспитательной работы в общеобразовательном учреждении / Г.Ф.Бедулина // Кіраванне ў адукацыі. – – №7.

7. Бедулина, Г.Ф. Формы и методы патриотического воспитания молодёжи в современных условиях / Г.Ф.Бедулина // Проблемы выхавання. – 2009.

8. Гревцева, Г.Я. Воспитание гражданственности у старшеклассников средствами общественных дисциплин/ Г.Я. Грявцева. – Челябинск: Образование, 2003. – 204 с.

9. Гревцева, Г.Я. Основные проблемы и подходы к гражданскому образованию в современной школе // Вестник ЧГПУ. – Челябинск – 2002. – № 6 –20-24 С.

10. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи. Утверждено постановлением Министерством образования Республики Беларусь от 15.07.2015 № 82

11. Кондаленко, Л.К. Психологическое здоровье и творческая одаренность. / Л.К. Кондаленко – Минск: НИО, 1996. – 256 с.

12. Силонов, Г.Н. Гражданское воспитание: реальность и тенденции развития // Педагогика. / Г. Н. Силонов – 1999. – № 8 – 4–7 С.

  

Приложение № 1.

Материалы для экскурсий

 

    Место №1: где всплыла главная минская святыня — чудотворная икона Божьей матери.

    По преданию, список этого образа, сделанный с иконы самого евангелиста Луки, привез в Киев накануне крещения Руси князь Владимир. В середине XV века, когда Киев разграбили татары во главе с Мехмет-Гиреем, с иконы содрали богатую ризу, а саму доску бросили в Днепр. Каким было ее путешествие до Свислочи, история умалчивает, но по легенде святой образ «то ли по воде, то ли против воды, чудесным способом или через Ангелов перенесенный до Минска на реке Свислочи под замком встал«. Жители древнего Минска увидели икону благодаря необычному сиянию, которое распространял плывущий по воде образ. З АРХИВА В. ВОЛОЖИНСКОГО.

    «Больше икона Минска не покидала. Хотя и хранилась в самых разных храмах города. Часть времени — в униатских, потом в Петропавловском кафедральном соборе, но его взорвали в 1936 году, (сейчас на его месте построен концертный зал «Верхний город»), а икону передали в краеведческий музей», — рассказал Воложинский.

    Во время войны икона не пропала, как многие культурные ценности города, лишь благодаря набожной горожанке, которая выпросила ее у оккупационных властей. Икону отнесли в Петропавловский собор (Екатериненскую церковь) на Немиге. Но в 1945 году собор закрыли (горожане помнят, что после войны там располагался исторический архив), чудотворную икону установили в Свято-Духовом кафедральном соборе, где она выставлена и поныне.

    Горожане верят в ее чудотворную силу. Не зря вокруг нее висит столько разных вещей в благодарность за услышанные молитвы. Икона хранится в стеклянном киоте, который иногда раскрывают по просьбам страждущих. Чудотворная икона Божьей матери, бесспорно, считается самой почитаемой минской иконой, ее образ изображен на городском гербе.

    Мы спускаемся от моста на Немиге к Свислочи. Сзади, в районе станции метро «Немига», располагалось древнее Минское замчище. Воложинский показывает на изгиб Свислочи, за которым виднеется Остров слез.

    «По преданию, именно в этой извилине реки и была найдена икона. Место, где ее нашли, сегодня ничем не примечательно: валы городского замчища можно видеть только на фотографиях позапрошлого века», — констатировал исследователь.

    Место №2: могила первого мифического горожанина.

    Вторым по значимости местом Минска историк называл могилу первого городского жителя. Им, по преданию, был великан Менеск, чье имя и дало название городу. Легендарный богатырь построил огромную мельницу, на которой вместо зерна молол камни.

    «Церковь Марии Магдалины стоит на возвышенности, по всей видимости, древнем кургане. Краеведы не один раз высказывали предположение, что этот холм и есть могила легендарного Менеска», — рассказал Воложинский.

    Известно, что церковь Марии Магдалины изначально была кладбищенской — вокруг нее располагалось Переспенское, позже Сторожевское кладбище. Оно было уничтожено при прокладке улицы Сторожевской.

    …Мы прогуливаемся в сквере возле церкви. От старого кладбища осталось лишь несколько надгробных камней возле самой церкви.

    «Но эти кладбища возникли где-то в XVIII веке, а Менеск, согласно легенде, жил примерно в XI веке. Вполне возможно, что на возвышенном месте, где когда-то был похоронен Менеск, много позже могло возникнуть кладбище», — продолжил свою экскурсию исследователь Минска.

    Место №3: колонна в честь Никейского собора.

    Юбилейная площадь когда-то была самым высоким, а стало быть, стратегически важным местом Минска. Сейчас здесь строят метро, все перекрыто и даже взять общую панораму здания, на месте которого когда-то стояла юбилейная колонна, у нашего фотографа не получается.

    «Происхождение названия Юбилейной площади имеет несколько версий», — продолжил краевед.

    Согласно одной из них, название идет от памятника. В 1826 году здесь была установлена памятная колонна с крестом. Она стояла примерно на том месте, где сейчас находится магазин «Техника в быту».

    «Колонну поставили в честь объявленного Папой римским юбилейного года Никейского собора (в 325 году в городе Никея император Византии собрал первый Вселенский собор христиан)», — пояснил Воложинский.

    Полторы сотни лет назад эта дата широко отмечалась в Минске, где католики в ту пору составляли значительную часть горожан. Конфессионная диспропорция в Минске с тех пор переменилась, а вот название у площади так и осталось прежним.

    Впрочем, есть и еще несколько версий происхождения названия площади. По одной из них, площадь была названа в честь 300-летнего юбилея дома Романовых, по другой — в честь столетия Минской губернии.

  

    Место №4: колонна в память о битве на Немиге.

    Минск, конечно, город не приморский, ростральных колонн в нем не ставили. А вот памятные очень даже любили. Еще одна мемориальная колонна стояла в районе современной улицы Мясникова, в том месте, где она встречается с улицей Немига.

    «По мнению многих исследователей минской истории, колонну возвели как раз в честь первого летописного упоминания о нашем городе — битве на Немиге», — продолжил Воложинский.

    Дом, к которому примыкала колонна, сейчас сохранился, но за последние сто лет был сильно перестроен. Рассказывая о том, где раньше стояла колонна, Воложинский добавляет слово «примерно».

    На некоторых старых картах Минска эта колонна была названа Юбилейной. Но в поддержку версии о том, что поставили ее в честь битвы на Немиге, можно привести строки Дорофея Бохана, известного минского журналиста конца XIX — начала XX века. В  одной из легенд «Два брата», он писал: «Но на месте битвы, Сложенный из плит, Памятник высокий До сих пор стоит…» В примечании к легенде автор указывает, что «этот памятник находился на  Московской улице, недалеко от угла Ново-Романовской, против школы ремесленных учеников».

    «По всей видимости, в виду имеется как раз эта колонна, которая стояла здесь, в районе улицы Мясникова», — рассказал краевед.

    Место №5: паутина подземных ходов под площадью Свободы.

    Остатки древних подземных ходов в Верхнем городе существуют и поныне. Их неоднократно находили строители и археологи во время реконструкции городских улиц.

    «Когда я был школьником, отчетливо помню картину, когда, возвращаясь из школы, увидел, как дерево в сквере провалилось под землю по самую крону. Позже взрослые рассказали, что оно как раз упало в старый подземный ход», — рассказал Владимир Воложинский.

    Есть версия, что все древние храмы Минска и монастыри (заметьте, разных монашеских орденов!), которые находились в Верхнем городе, были связаны между собой подземными ходами и постоянно поддерживали тайные отношения. И, возможно, некоторые из этих туннелей уходили за реку — в Троицкое предместье.

    В 1979 году один из таких ходов обнаружили во время строительных работ возле консерватории (современная Академия музыки — Sputnik). Археолог Сергей Тарасов в него спускался.

    «Сооружение впечатляло. Большой арочный свод, не меньше чем полтора метра в ширину и около двух метров высоту — мы стояли там, не пригибая головы. Сразу можно было определить, что сооружение это относится к XVII веку, потому как ход был сложен из крупноформатного кирпича «пальчатки», характерного как раз для этого периода», — поделился впечатлениями Сергей Васильевич.

    Исследователь Воложинский показывает место, где дерево провалилось под землю — сейчас на площади Свободы перед ратушей аккуратные мощеные дорожки и нет даже никаких намеков на то, что снизу, под землей, могут быть спрятаны такие загадки.

    «К сожалению, официальных сведений, проливающих свет на минские подземелья, нет. Мы точно знаем, что они были, знаем о местах, где современники натыкались на их фрагменты, но сколько их было изначально и куда они вели — остается только догадываться», — с сожалением вздыхает Владимир Воложинский.

    Наверное, минские подземелья так и останутся легендой городского фольклора.

    Место №6: загадочный «лягушкин камень».

    В нескольких километрах от древнего Минского замчища, в северном направлении находится деревня Крупцы с известным целебным источником.

Недалеко от старого кладбища этой деревни (на нем до сих пор сохранились могилы XIX века) минчанин Дмитрий Ободовский когда-то обратил внимание на камень с изображением на верхней части «некоего фантастического существа», отдаленно похожего на лягушку. Скорее всего, это древний культовый валун, сохранившийся еще с языческих времен. Таких в Беларуси немало. Этот же необычен тем, что на нем нетипичное для культовых каменей изображение. Предположительно, на камне выбит образ древнего божества.

    Сейчас он спрятан под снегом, но опознать камень легко — он значительно больше всех валунов в округе, а его макушка будто срезана гигантским каменотесом.

    «Изучая топонимику слова Крупцы, исследователи пришли к выводу, что наиболее интересно его балтское толкование, как жаба или лягушка. Изображение существа на камне действительно можно принять за изображение лягушки. Волны, идущие по боковым сторонам камня, можно интерпретировать как символ женского начала, символ воды или дождя. Напомню, что совсем рядом течет река Свислочь», — пояснил Воложинский.

    Место №7: где нашли самый знаменитый минский клад.

    Клад обнаружили в 1988 году. Он стал настоящей сенсацией и впоследствии получил собственное название «Минский», крупнее этого клада в нашем городе больше не находили.

    Во время рытья траншеи на углу современных улиц Володарского и Городской Вал ковш экскаватора проломал большой сундук, из которого посыпались блестящие вещи и монеты. Позже клад атрибутируют как «денежно-вещевой». В сундуке, который более походил на гроб, были и монеты, и награды и многочисленные вещи: вазы, подсвечники, подносы, шкатулка, кружка и другие изделия московских, минских, рижских и западноевропейских мастеров, датируемые XVII-XX веками. Всего 547 предметов, только серебра в «схроне» было больше пуда!

    «В ту пору в Минске только и говорили, что об удивительном кладе», — Владимир Воложинский указал место на Городском валу, где экскаватор наткнулся на сундук с сокровищами.

    Во многих газетах тогда рассказали об этой удивительной находке, а растерянный экскаваторщик по фамилии Блатун стал на несколько дней героем-первополосником. За находку он получил от государства вознаграждение. Говорят, это мизерная часть от реальной стоимости сокровищ, поскольку номинальная стоимость клада была тогда сильно занижена. Но по Минску ходили слухи, что на выплаченные государством проценты экскаваторщик купил четырехкомнатную квартиру и новую машину. Предел мечтаний советского человека.

    Альтернативная история Минска богата на самые фантастичные сюжеты, а, принимаясь за ее изучение, можно легко запутаться. Врываясь во множество повестей, сбиваешься на распутьях. Ведь понять, какая тайна Минска имеет под собой хоть какую-то фактическую почву очень сложно.  Всё самое загадочное «во языцех» разносится быстро, а значит, с каждым повествованием приобретает новые  подробности, что в конечном результате может кардинально изменить первоначальную основу этой истории.

    При попытке  разобраться и хоть как-то систематизировать мистическую карту Минска, можно выделить лишь  несколько основных  столичных легенд.

    Место №8: тот самый Красный костел, или Костел Святых Симеона и Елены – здание, увековечившее отеческое горе Эдварда и Олимпии Войниловичей. 

    Судьба была жестока к этой  семье известного минского политического и общественного деятеля, происходившего из древнего шляхетского рода. Во время пандемии испанки погибают оба ребенка Войниловичей – Елена и Симеон. Легенда гласит, что  18-летней Елене в ночь перед смертью приснилась Божья Матерь, которая показала девушке образ будущего костела. Проснувшись, молодая художница сделала эскиз, воплотив сон на бумаге. Вечером она умерла, совсем на малый срок пережив своего младшего брата Симеона. Безутешные родители построили по эскизу костел. Строительство храма обошлось Войниловичам в огромную по тем временам сумму. Вскоре в нем стали происходить необъяснимые вещи – во время молитвы словно дети, ставшие ангелами, прикасались кончиками крыльев к молящимся родителям. Эти прикосновения стали своеобразным утешением Эдварду и Олимпии Войниловичам.

    Место №9: следующий объект загадочного маршрута – Минская ратуша.

    В XVIII веке случилась одна тёмная история. Жил в  краях наших один человек по имени Михаил Володкович.  Этот дальний родственник и друг короля Радзивилла слыл своим недобрым нравом, разгильдяйством и другими сомнительными качествами. При всем при этом  Володкович жадно желал стать членом Минского магистрата. Естественно, что с такой репутацией в ратуше  его никто не ждал. Тогда  Володкович обратился за помощью к своему родственнику и собутыльнику —  в одночасье непутевый товарищ Радзивилла получил вожделенную должность. Несмотря на свой новый солидный статус, новоявленный член магистрата продолжал саботировать общественность своим поведением. Но однажды чаша терпения горожан переполнилась: во время одного из своих пьяных дебошей в магистрате  Михаил выхватил саблю и, ранив нескольких человек, отсек кусочек от настольного распятия.

    В считанные минуты он был приговорен к смерти, так как Володкович отказался покаяться и признать свою неправоту. Приговор был приведен в исполнение 12 февраля 1760 года. Спустя некоторое время в этот день у стен Ратуши начали встречать его призрак, искавший мести за скорый суд. Так что, если 12 февраля  вы увидите близ ратуши странный расплывающийся силуэт, не сомневайтесь – перед вами Михаил Володкович.

    Место №10: раскапывая всю  призрачную подноготную столицы, нельзя не обратиться к кладбищам.

    Самое старое из сохранившихся в Минске кладбищ  —  Кальварийское. По официальной версии, ему около 170 лет. По другим данным захоронения на этом месте ведутся уже более 600 лет.

    Это место вечного покоя называют кладбищем минской аристократии. Здесь нашли вечное успокоение представители таких дворянских родов как Гайдукевичи, Монюшки, Пацевичи, Янушкевичи, Храптовичи, Римашевские, Жуковские, Матусевичи, Ягелы, Юревичи и многие другие. Здесь встречаются захоронения представителей рода Радзивиллов и Понятовских (по данным Минского исторического архива).

    Начиная с 19 века на Кальварийском кладбище хоронили без различия конфессий и национальностей: солдаты наполеоновской армии и умершие в плену австрийские солдаты, участвовавшие в Первой мировой войне; польские солдаты, погибшие во время советско-польской войны 1919-1920 гг., и жертвы большевистского террора; евреи из минского гетто и советские солдаты, погибшие во время Второй мировой войны (представьте, какой ассортимент привидений для любителей мистики!).

    Однако самой популярной потусторонней фигурой Кальварийского  кладбища является Белая Панна.Примерно в конце XIX века, поздней осенью, умерла молодая паненка. Ее решили похоронить на Кальварийском кладбище. Положили в гроб, отпели, замуровали в склепе. Но оказалось, что паненка  вовсе не умерла, а уснула летаргическим сном. Проснувшись, девушка так и не смогла выбраться из своей смертельной ловушки. С тех пор ее привидение в поздние ноябрьские ночи на протяжении века бродило по кладбищу. Призрак исчез лишь после того, как вандалы разрушили склеп. Хотя до сих пор некоторые любители прогуляться по кладбищу  утверждают, что видели странную белую фигуру, бродившую между могилами.

    Место №11: а теперь приступим, пожалуй, к самому  обросшему  тайнами месту. Лошицкий парк – концентрат мистики города Минска. Он пропитан духом старины и загадочности – первое упоминание о Лошице относится к 1557 году. В своё время под сенью Лошицких аллей прогуливались последний король Речи Посполитой Станислав Август Понятовский и российский император Павел Первый, Винцент Дунин-Марцинкевич и Станислав Монюшко и многие другие выдающиеся личности.

    Наибольшего расцвета Лошицкий парк в Минске достиг при Евстафии Любанском – последнем хозяине Лошицкой усадьбы. В  37 лет видный пан  женился на двадцатилетней Ядвиге Киневич — дочери главы мозырской шляхты. Молодая, свежая и порывистая красавица Ядвига, по рассказам местных жителей,  воспылала страстью к молодому человеку (то ли гусару, то ли простому панскому служащему) и уже ждала от него ребенка. Естественно, Евстафий вынести этого не мог.

    Что точно произошло в ту злополучную ночь точно не известно. Известно лишь, что среди ночи Ядвига Любанская спустилась по обрывистому берегу к реке (тропинка сохранилась по сей день) и, судя по всему, села в лодку. Наутро последнюю хозяйку Лошицкой усадьбы нашли уже мертвой недалеко от перевернутой посудины. Убитый горем Евстафий приказал навсегда заложить кладкой окно в комнате Ядвиги. Сам же он после смерти жены забросил все дела и уехал на Кавказ, где вскоре и умер.

    Ядвига же, судя по всему, покидать свои  лошицкие владения не собирается: с той поры каждую весну в пору цветения абрикоса и летом перед Купальем лунными ночами здесь появляется призрак Любанской в красивом белом платье и предсказывает влюбленным парам, как сложится их совместная жизнь.

    Славятся потусторонней силой и лошицкие мельницы-пристанища чертей.  Видят чертей обычно те, кто изрядно принял на грудь. Но видят их лишь однажды. После встречи пьянчуги с чертом снова, первого находят наутро мертвым. На памяти работников парка случаев, когда пьяных наутро находили мертвыми, и именно на развалинах мельниц, наберется уже с десяток. Впрочем, и это было еще далеко не все. В тридцатые годы местными отрядами НКВД на территории парка проводились расстрелы политзаключенных. А некоторое время спустя здесь готовили диверсионные бригады для отправки специальных отрядов «народных мстителей» в соседнюю Польшу. В период Великой Отечественной войны в здании усадьбы размещалась элита немецких оккупационных властей.

    Периодом возрождения усадебно-паркового комплекса стали годы перестройки. В 1988-м Лошица  получила статус природного, исторического и архитектурного памятника. Однако масштабные изменения тут начались уже в начале 2000-х. С этого момента на данной территории велись постоянные работы по восстановлению усадьбы и парка. В 2015-м году Лошицкая усадьба была официально открыта после реставрации и превращена в исторический музей.

    Буквально несколько лет назад у слияния Свислочи и Лоши на крутом склоне рос могучий многовековой дуб. По легенде, примерно в 1580 г. в честь обручения своей дочери князь Друцкий посадил три дуба. Один – для того, чтобы молодые всю жизнь любили друг друга, второй – чтобы они были здоровыми, третий – чтобы во всех делах им сопутствовал успех. Из трех дубов сохранился один, который, как утверждают многие, обладает магической силой: если подойти к дубу босиком и поклонится ему до земли, то он дает людям любовь, здоровье и вдохновляет на творчество.

    К сожалению, летом 2010 года заручальный (обручальный) дуб из Лошицы закончил свое трехсотлетнее (по количеству колец на стволе) существование.  Из того, что осталось от волшебного дерева, сделана парковая мебель. Говорят, что она сохранила все чудесные свойства своего «родителя».  Поэтому в творческих и любовных муках —  отправляйтесь в Лошицу посидеть на дубовых пенечках.

    Это далеко не весь  список прекрасных загадок Минска.  Столица с каждым новым поколением рождает все новые и новые легенды. Говорят, что  если в Михайловском сквере посидеть рядом с горожанкой, то в скором времени  вы встретите свою вторую половинку. А если вложить в пальцы  скульптуры прикуривающего сигарету, то весь день будет удачным.  

    Возможно, даже прямо сейчас с вами происходит что-то очень таинственное и волшебное.

    Место №12: одним из символов послевоенной застройки центра города был так называемый «дом под шпилем» на набережной Свислочи, по адресу Коммунистическая, 14. Его башню венчает игла, которую сделали в Москве.    «Дом под шпилем» — одна из первых высоток послевоенного Минска, от земли до звезды с лавровыми ветками — почти 43 метра. — Башню построили вовсе не для красоты, — объясняет Иван Сацукевич. — По плану такие должны были строить через каждые 500 метров. В них находились наблюдательные точки ПВО: сидел солдат с биноклем и смотрел в небо. Если замечал самолет, то звонил «куда надо». Сегодня, по моим подсчетам, сохранилось больше 50 таких башен, самая известная — башня Цанавы на здании КГБ. Есть байка, мол, башню на здании КГБ строили, чтобы министр   Госбезопасности БССР Лаврентий Цанава, страстный футбольный фанат, смотрел с нее матчи на «Динамо». Считается, что это красивая легенда, ведь с башни не то что футболистов, счет на табло не рассмотришь! Иван   Сацукевич не согласен: — Конечно, основное назначение башни — наблюдать за противовоздушной обстановкой и размещать антенны связи.   Но смотреть футбол с нее тогда можно было. Во-первых, стадион размещался ближе к проспекту — примерно там, где сейчас арочный вход на его территорию. Во-вторых, застройки по Комсомольской и высоких деревьев еще не было, поэтому все было видно, по крайней мере, в бинокль.   Краевед уверен в еще одной истории: — Это реальный случай, ставший легендой. Наше «Динамо» играло с московским «Спартаком». После первого тайма мы проигрывали. Цанава отложил бинокль, позвонил на стадион и устроил тренеру разнос. Сказал: «Меняй десятого номера». Но десятый номер, по мнению тренера, был надеждой всей команды, и отправить его на скамейку было нельзя. Тогда он переодел нападающего в майку другого игрока с другим номером. Тот в итоге забил несколько мячей. Цанава был в восторге и от результата, и от своего эффективного вмешательства.

    Место №13: «Цирк вызывал недоумение, как не-«Кемпински» сейчас» После войны правительство СССР решило построить по всему союзу 20 новых цирков. Право стать первым предоставили Минску. Сначала строить хотели на окраине. Но белорусская оперная прима Лариса Александровская, известная поклонница циркового искусства, лично ходила к первому секретарю ЦК КБ и пролоббировала строительство в центре. Стройку начали в 1954 году. — Огромное здание у Свислочи вырастало на глазах, — рассказывает Иван Сацукевич. — В те годы минчане так же недоумевали от выбора места для строительства, как сегодня негодуют по поводу комплекса, который прозвали не-«Кемпински». Но со временем минчане к зданию привыкли.

    Место №14: «Женщины в фонтане Купаловского сквера были толще»  Напротив цирка расположился Купаловский сквер. До войны это был обычный частный сектор с одно- и двухэтажными домами. Именно тут на Садово-Набережной улице стоял дом Ивана и Антона Луцевичей — братьев, которые стояли у истоков белорусского национального движения, во многом благодаря им 25 марта 1918 года провозгласили БНР. Здание не сохранилось, как и дом, в котором с 1927-го по 1941-й жил Янка Купала. Парк, созданный в 1950 году, получил имя белорусского поэта только в 1972-м. Тогда же памятник белорусскому летчику Грицевцу «перешел» на улицу Ленина (где стоит по сей день), а на его месте открыли памятник Янке Купале. В центре сквера — круглый фонтан. Он появился в 1950-х годах без скульптур, но в 1972 году его украсила композиция «Венок». Автором стал Анатолий Аникейчик. Вылитые в бронзе женские фигуры склоняются над водой, чтобы пустить венок — это центральный момент народного праздника «Купалле». — Обнаженные женщины в 70-х годах — это очень смелое решение, — говорит Иван Сацукевич. — Однако благодаря знакомству с министром культуры СССР, Фурцевой, скульптору Аникейчику удалось протолкнуть идею. Говорят, изначально женщины должны были быть гораздо упитаннее, именно таких предпочитал архитектор.

    Место №15: первый общественный туалет столицы (ул. Энгельса 7).

    Да-да, вы не ослышались. При определенных раскладах к числу необычных достопримечательностей Минска можно отнести и общественную уборную. Тем более – если она построена в 1912-м году по проекту одного из самых уважаемых архитекторов своего времени.

    По одной из распространённых легенд этот «туалет» является точной копией одного из ныне исчезнувших дворцов графа Чапского, который заказал проект у польского архитектора по фамилии Стенкевич, однако в итоге так ему и не заплатил. В отместку  жадному дворянину архитектор отдал проект городским властям Минска, которые превратили уменьшенную копию графского особняка в общественный туалет.

    В настоящее время красивое здание в Александровском сквере выполняет роль билетных касс театра Янки Купалы. Весьма любопытно, что в качестве туалета здание использовалось ровно сто лет (с 1912 по 2012 год).

    Место №16: четыре призрака на Зыбицкой.

    Восстановленное здание 19 века на ул. Зыбицкой, где сейчас находится Духовно-образовательный центр, ранее принадлежало семье купца. Было у него три дочери, одна из которых приёмная. Когда пришло время их обучать, нанял отец дочерям воспитателя – гувернёра. И как в сказке, тот влюбился в приёмную дочь. Зная что их союз не одобрят, влюбленные решили сбежать. Об этом узнали сводные сестры, связали её и бросили в подвал.

    За окном стояла весна, река Свислочь вышла из берегов и затопила подвал близлежащего дома купца. Связанная девушка не смогла освободиться и утонула. Когда гувернёр приехал забрать свою любимую, он узнал всю правду и в порыве гнева убил сестер, а сам повесился в том же доме. С тех времен весной, во время разлива Свислочи, видят на этом месте четырёх призраков.

    Место №17: дом Ли Харви Освальда (Коммунистическая, 4).

    Несмотря на то, что о доме легендарного убийцы Джона Кеннеди говорят сегодня не так часто, многие эксперты в области туризма уже сейчас называют это место главной экскурсионной «Меккой» столицы. Подтверждают этот факт и многие туристические агентства Индии и США, уже сегодня называющие Дом Освальда в числе главных достопримечательностей всей Беларуси!

    Впрочем, по-настоящему интересным в данном случае представляется не весь дом в целом, а лишь одна из его квартир – квартира номер 24. Ведь именно здесь два с половиной года жил один из самых известных убийц за всю историю человечества – знаменитый Ли Харви Освальд. О жизни и судьбе этого человека написано уже бессчетное множество книг, а произведенные им «Выстрелы в Далласе», прервавшие жизнь 35-го президента США, стали одной из самых интригующих тайн в истории Америки.

    В настоящее время дом Ли Харви Освальда и «нехорошая» квартира номер 24, где «даласский стрелок» жил вместе со своей женой Мариной Прусаковой, никак не обозначены. Однако несмотря на это, красивое советское здание по улице Коммунистической, до сих пор остается одной из самых необычных достопримечательностей Минска.

    Место №18: удивительная водонапорная башня в неоготическом стиле построена в 1910 году.

    В прошлом веке башня снабжала водой больничные корпуса железнодорожной больницы, паровозное депо и станцию. Толщина стен башни - полтора метра. 

    Это единственное в Минске инженерное сооружение начала ХХ века, дошедшее до нашего времени. И последняя сохранившаяся водонапорная башня.     Много лет башня принадлежала Белорусской железной дороге, а в 1991 году была выкуплена в частное владение. С тех пор ее судьба незавидная: памятник постепенно разрушается, а внутри, судя по всему, живут бичи.

    Окна первого этажа не заколочены.  Имя нынешнего владельца неизвестно, как и его планы. Говорят, здесь хотели открыть то ли клуб, то ли творческую лабораторию. Но воз и ныне там. Верхняя часть башни - из кладки кирпича более светлого оттенка. Это результат реконструкции довоенного времени.      Ну и если сохранение Осмоловки - вопрос спорный (мол, послевоенные коммуналки - что их жалеть?), здесь требуется однозначное вмешательство властей.     Если создать здесь галерею с работами беларуских мастеров, лофт-мастерскую, магазинчики, кафе - это же будет космическое место. Достойный европейский туристический объект.

    Место №19: железнодорожная больница.

    Эта больница - соседка водонапорной башни. Она родом из 1912 года. Но чтобы ее найти, нужно сделать круг. Объекты разделяет мост.     Половину больницы заштукатурили и покрасили, исходя из собственных представлений о прекрасном. Но, наверно, так веселее.

    Сегодня здесь находится хоспис.

    Место №20:  церковь святого благоверного князя Александра Невского: ул. Козлова, 11.

    Это единственный храм Минска, почти полностью сохранивший свой первоначальный, аутентичный облик. Он построен в 1896—1898 годах. Архитектор - В.И. Струев. Местом возведение православного храма-памятника было выбрано Военное кладбище, которое находилось на окраине Минска и называлось Долгим бродом.

    Интересный факт: во время Великой Отечественной войны храм бомбили. Однако пробившая купол храма бомба не взорвалась. Она прошила центральный купол церкви и упала возле иконы Николая Угодника.     В данный момент церковь находится на реконструкции.

 

Приложение № 2.

Анкета «Что вы знаете о…?»

 

  • «Что вы знаете о… чудотворной иконе Божьей матери?»
  • «Что вы знаете о… могиле первого мифического горожанина?»
  • «Что вы знаете о… загадочном "лягушкином камне"?»
  • «Что вы знаете о… паутине подземных ходов под площадью Свободы?»
  • «Что вы знаете о том, где нашли самый знаменитый минский клад …?»
  • «Что вы знаете о… Минской ратуше?»
  • «Что вы знаете о… Белой Панне города Минска?»
  • «Что вы знаете о… Лошицком парке и его приведении?»
  • «Что вы знаете о…доме под шпилем?»
  • «Что вы знаете о…первом общественном туалете Минска?»
  • Как часто вы посещаете социокультурные учреждения совместно с родителями?
  • Считает ли вы что нужно чаще посещать музеи и выставки в городе Минске?
  • Когда вы в последний раз обсуждали с родителями просмотренный спектакль, выставку, увиденное интересное здание?

 

Результаты:

- 30 % учащихся не обсуждают вышеперечисленные вопросы со своими родителями, совместно не посещают театры, выставки, музеи;

- 20% учащихся учреждения не обсуждают данную информацию со своими сверстниками;

- 18 % - считают, что эта информация неинтересная и ненужная;

- 12 % учащихся ответили, что имеющихся знаний им достаточно;

- и только 20% опрошенных, помимо школьных мероприятий, активно изучают достопримечательности Беларуси совместно с родителями.

Приложение № 3.

Состав творческих групп

№ п/п

Срок работы группы

Фамилии, инициалы участников

Руководитель группы

Тема работы

1.

Сентябрь 2019

Хоменко В. С. Кононкова И.В.

Кононкова И.В.

Минск забытый

2.

Октябрь 2019

Лебедева П.

Кулешова Г.

Хоменко В. С.

Минск разрушенный

3.

Ноябрь 2019

Золотар В.

Суздалев В.

Хоменко В. С.

Минск мистический

4.

Декабрь 2019

Швабовская Т.

Суменков Д.

Елисеева О.О.

Минск исторический

5.

Январь 2020

Хоменко В.

Пуцилло А.

Чаускина В.О.

Минск исконный

6.

Февраль 2020

Одинец В.

Тройнин М.

Стрекач И.И.

Минск необычный

7.

Март 2020

Федорович  А.

Быкова А.

Шейнов А.

Егорова Г.И., Шейнова С.Н.

Минск красивый

8.

Апрель 2020

Леонович Л.

Карпович З.

Чаускина В.О.

Минск загадочный

9.

Май  2020

Суздалев В.

Хоменко В.

Кононкова И.В.

Минск родной