Разделы сайта

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПАРТИЗАНСКОГО РАЙОНА

 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 87 г. МИНСКА»

 

 

Аналитический отчет о работе методического объединения учителей иностранного языка

за 2013-2014 учебный год

 

 

 

 

 

Руководитель МО: Пальчевская Л.И.

Минск, 2014

      В 2013-14 учебном году деятельность учителей иностранного языка осуществляется в соответствии с утвержденным планом работы МО. Основные направления деятельности педагога определяются современными требованиями по совершенствованию системы преподавания иностранных языков.

Учебно-воспитательный процесс обеспечивался 9-ю педагогами.

Английский язык:

высшая категория – 3 педагога: Чумак Г.П., Пальчевская Л.И., Шкуринская М.В.;

первая категория – 3 педагоага: Сулимская С.В., Язбек Е.А..; Возмитель Е.К.

вторая категория – 3 педагога: Анкуда М.О., Жевняк Ю.А., Пивоварчик Т.Ю.

без категории – с февраля Одинец А.И. (студентка 5-го курса МГЛУ).

Немецкий язык: Жевняк Ю.А.

МО учителей иностранных языков работало над темой «Совершенствование образовательного процесса по иностранному языку через повышение профессионального мастерства педагогов».

Цель:

- создание необходимых организационно-педагогических условий и обеспечение личностно-профессионального развития учителя; формирование, развитие и совершенствование его профессиональных компетенций, педагогического мастерства и творчества для успешной реализации задач, связанных с совершенствованием образовательного процесса по иностранному языку.

Задачи:

- повышение профессионального уровня учителя иностранного языка, уровня его методологической, психолого-педагогической и предметно-методической подготовки по обеспечению качества образовательного процесса;

- создание оптимальных условий для овладения учащимися иноязычным общением посредством совершенствования профессиональных компетенций учителя иностранного языка и на этой основе компетентности

учителя (методической, методологической, информационной, коммуникативной, аналитической и рефлексивной);

- создание условий для трансляции эффективного педагогического опыта;

- оказание на диагностической, индивидуализированной и дифференцированной основе консультационной научно-методической помощи молодым педагогам в вопросах профессионального самообразования.

В соответствии с задачами и целями школьного МО учителя иностранного языка повышают уровень своей профессиональной компетентности и совершенствуют методику проведения коммуникативного урока; совершенствуют практическую направленности уроков, факультативных, стимулирующих и поддерживающих занятий; создают условия для творческого развития учащихся и успешной социализации выпускников; учебный процесс неразрывно связан с системой воспитания.

Основные направления деятельности МО определяются современными требованиями по совершенствованию системы преподавания иностранных языков, которые определены нормативными документами.

Для решения поставленных задач использовались различные организационные формы методической деятельности: проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий, взаимное посещение уроков, заседания МО, изучение научно-методической литературы, разработка сценарных уроков и дидактических материалов к урокам, работа с одарёнными учащимися, подготовка учащихся к сдаче экзаменов.

В анализе работы за 2012-2013 учебный год были даны рекомендации:

1. Продолжить совершенствовать повышение профессионального мастерства педагогов через курсовую подготовку, самообразование, отчёты, методические семинары, участие в работе МО, педсоветов и мастер-классов.

  1. . Содействовать повышению уровня профессиональной компетентности учителей как необходимого условия качественной подготовки учащихся к сдаче обязательного выпускного экзамена по предмету и к развитию культуры иноязычного общения.
  2. Всем педагогам принять активное участие в реализации школьной программы «Одаренные дети» через разные формы организации внеклассной работы по предмету.

4. Формировать культуру качественного использования информационно-коммуникационных технологий на уроке.

5. Активизировать работу по созданию учебно-воспитательного пространства кабинетов иностранного языка.

6. Расширить перечень дополнительных образовательных услуг для создания возможностей креативного развития учащихся.

7. Формировать положительную мотивацию у учащихся к изучению иностранного языка средствами урока и внеклассной работы.

8. Продолжить работу с молодыми педагогами по аспектам педагогической деятельности, которые вызывают затруднения.

9. Осуществлять издательскую деятельность.

10. Оформлять разрабатываемые материалы в папки.

11. Содействовать популяризации инновационных идей, информационно-коммуникационных технологий, методических находок учителей иностранного языка.

Не осуществлялась издательская деятельность.

В 2013-2014 учебном году работа с одаренными учащимися несколько активизировалась. Увеличилось число учащихся задействованных в данной работе. Количество участников I этапа республиканской олимпиады – 147 по английскому языку и 3 по немецкому. Во II этапе республиканской олимпиады приняли участие 7 учащихся по английскому языку и 3 по немецкому. Итоги II этапа республиканской олимпиады: Антоненко Н. – 11-й класс (учитель Шкуринская М.В.) награждена дипломом III-й степени, Уласевич С. – 11-й класс (учитель Пальчевская Л.И.) заняла 14 место, Ильясевмч Я. - 10-й класс (учитель Шкуринская М.В.) – 12 место, Мороз В. – 10-й класс (учитель Шкуринская М.В.) – 13 место, Матецкая А. – 9-й класс (учитель Шкуринская М.В) – 15 место, Смоляк Е. – 9-й класс (учитель Сулимская С.В.) – 23 место, Тоболевич Р. – 9-й класс (учитель Сулимская С.В.) – 26 место. По немецкому языку учащаяся 10 «А» класса Бурукина М.награждена дипломом I степени, Шумилин И. – 10 «А» - дипломом I степени, Гатило А. - 10 «А» занял пятое место (учитель Жевняк Ю.А.). Следует отметить, что учащиеся показали хороший уровень по восприятию и пониманию речи на слух. На достаточном и хорошем уровне была продемонстрирована устная речь, однако лексико-грамматические навыки у учащихся 9-х и 10-го класса оказались на среднем и удовлетворительном уровне.

На III этапе республиканской олимпиады Антоненко Н. была удостоена диплома    III степени.

В школьной научно-практической конференции «Шаг в будущее» били представлены три работы, которые были рекомендованы для участия во II этапе: «Проблемы старения нации в Великобритании и Беларуси» - Антоненко Н. 11 «Б» (научный руководитель Шкуринская М.В.); «Молодежные субкультуры» - Городенский К. 10 «А» (научный руководитель Анкуда М.О.); «Политкорректные названия профессий в английском языке» - Уласевич С. и Матвейчук Д. 11 «Б» (научный руководитель Пальчевская Л.И.). Работа Уласевич С. и Матвейчук Д. была удостоена диплома I степени и рекомендована для участия в III этапе НПК. Однако выступление не было результативным.

       С целью активизации форм внеклассной работы для повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка 15 марта на базе нашей школы был проведен малый турнир «Юный лингвист» по английскому языку для учащихся 5-9 классов Партизанского района. Учащиеся школы заняли II командное место. В турнире приняли участие 25 учащихся нашей школы. Лучшие результаты наших учащихся: 5классы – Лебедева Е. – 3 место, Василевич П. – 4, Лютыч П. – 5; 6 классы – Конончук Ю. – 3, Быстрова Е. – 3, Малеева Э. – 4; 7 классы – Гришук К. – 10; 8 классы – Баранов В. – 5, Пузенкова Э. – 7; 9 классы - Матецкая А. – 4, Жарикова В. – 7, Тоболевич Р. – 10 место.

В международном конкурсе «Лингвистенок» приняли участие 97 учащихся с 3 по 11 класс. В интернет-олимпиаде среди 8-9 классов – 9 учащихся.  

В VI городском конкурсе экологических проектов на английском языку “ECOS -2014” 05.04.2014 приняли участие Лютыч П. 5 «Б» с работой «Свойства меда» (научный руководитель Язбек Е.А.) и Смоляк Е. 9 «А» «Аквариумные рыбы» (научный руководитель Сулимская С.В.). Выступления не были результативными.

Проведено пять заседаний МО, которые имели практическую направленность:

  1. Особенности преподавания иностранного языка в учреждениях общего среднего образования в 2013/2014 учебном году (инструктивно-методическое совещание - август).

          2. Развитие иноязычной компетенции на основе углубления поликультурной направленности языковой подготовки с использованием коммуникативных технологий (педагогическая мастерская – октябрь).

         3.Использование активных форм внеклассной работы для повышения мо- тивации учащихся к изучению иноязычной культуры (семинар-практикум - январь).

4. Возможности использования ИКТ для подготовки учащихся к выпускному экзамену по английскому языку (круглый стол - март).

5. Методическая система работы учителя иностранного языка по обеспечению качества обучения предмету «Иностранный язык» (круглый стол - май).

Вопросы, рассмотренные на заседаниях МО, способствовали совершенствованию методики проведения коммуникативного урока, обмену опытом по созданию и использованию заданий, направленных на стимулирование учащихся к спонтанной речи. Заседания помогали развитию педагогического творчества. Учителя делились своими практическими наработками. Они показывали, как на практике применяют различные приемы и методы, какие используют формы организации работы учащихся, с целью оптимизации и приданию уроку коммуникативной направленности.

В работе МО принимают участие все педагоги. Основная задача выступлений заключалась в обмене практическим опытом.

Работа с молодым специалистом.

Молодой специалист Жевняк Ю.А. работает в тесном сотрудничестве со своим наставником учителем высшей категории Шкуринской М.В. Наставником составлен план мероприятий по оказанию методической помощи. В рамках реализации этого плана запланирован ряд мероприятий по совместному изучению нормативных документов, планированию и взаимному посещению уроков, анализу и самоанализу уроков, работе над темой по самообразованию, осуществлению внеклассной работы. Шкуринская М.В. отчиталась по работе с молодым специалистом на заседаниях МО в октябре и мае.

Следует отметить, что Жевняк Ю.А. проявляет заинтересованность к работе, совершенствует свое педагогическое мастерство. Посещенные уроки позволяют сделать вывод, что, молодой учитель приобрел определенный положительный опыт и вырабатывает свой стиль работы.

Для молодого специалиста создаются необходимые условия для профессионального становления, для активной работы в рамках предметного МО и работы школы. Молодой педагог привлекался к участию в заседаниях школьного МО, районного МО, конкурсе педагогического мастерства.

Работа в данном направлении признана удовлетворительной.                  

Повышение квалификации учителей.

С 7-12 апреля 2014 Анкуда М.О. посетил курсы повышения квалификации.

Анкуда М.О., Пивоварчик Т.Ю. сдали сертифицированный экзамен по информационным технологиям в образовании в категории «Учебно-воспитательная работа» в ГУО «Академия последипломного образования».

В течение учебного года Пальчевская Л.И. являлась членом творческой группы учителей иностранного языка Партизанского района на базе ГУО «Гимназии № 7 г. Минска».

Аттестация

Повысили квалификационную категорию Возмитель Е.К. – первая, Анкуда М.О., Жевняк Ю.А., Пивоварчик Т.Ю. – вторая, Язбек Е.А. – как руководитель кружковой работы.

Работа МО по реализации задач школы

С целью распространения педагогического опыта и подготовки к педагогическим советам проводились открытые уроки, факультативные занятия и внеклассные мероприятия в рамках работы МС школы.

Было организовано взаимное посещение уроков и факультативных занятий, внеклассных мероприятий с применением современных педагогических технологий с целью обмена опытом и оказания методической помощи.

Педагоги разрабатывали дидактические сценарии уроков. Их содержание соответствует учебной программе и обеспечивает более прочное закрепление и углубление приобретаемых в ходе изучения той или иной темы знаний, умений и навыков.

Учителя ведут работу по профориентации учащихся средствами предмета «Иностранный язык».Информация по профориентации размещается на сменных стендах в кабинетах № 301, 302, 305, 312, 313. Есть папки по профориетации в кабинетах № 301, 302, 313.

Разработаны и проведены сценарные уроки по теме «Профессии» в 9-х, 10-м, 11-х классах. Школа осуществляет сотрудничество с МГЛУ. Студенты в количестве 12 человек проходили педагогическую практику на базе школы, осуществляли педагогическую и воспитательную деятельность.

Были посещены уроки учителей других школ в рамках работы МС школ Партизанского района.

Дидактические сценарии уроков и внеклассные мероприятия оформлены в папки.

     Учителя принимали участие в работе педагогических советов, семинаров, ИМС. Пальчевская Л.И. выступала на педсовете 28.08.2013 по вопросу «Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов по своевременному выявлению трудностей и их коррекции с учетом индивидуальных особенностей учащихся» и 24.03.2014 по вопросу «Педагогические технологии, которые имеют перспективу использования в работе педагогов по развитию коммуникативных навыков учащихся на факультативных занятиях по иностранному языку».

Выступления учителей на заседаниях районного МО:

01.10.2013 – Анкуда М.О. «Создание аутентичной образовательной среды для повышения качества иноязычного общения учащихся».

27.12.2013 – Пальчевская Л.И. «Речевая разминка как средство обучения спонтанной речи».

Шкуринская М.В. «Формы и направления внеклассной работы».

Анкуда М.О. «Особенности развития творческих способностей и формирование мотивации младших школьников».

25.03.2014 – Язбек Е.А. – «Аудиотекст как основа формирования коммуникативных умений учащихся».

Шкуринская М.В. и Жевняк Ю.А. «Создание аутентичной образовательной среды с целью повышения качества иноязычного общения учащихся».

17.03.2014 Жевняк Ю.А. провела открытое занятие кружка «Волшебная шкатулка» в первом классе в рамках подготовки к педсовету.

Язбек Е.А. приняла участие в конкурсе «Учитель года».

Система контроля за учебно-воспитательным процессом в рамках МО.

Система контроля осуществлялась в течение всего учебного года. Вопросы ведения школьной документации рассматривались как на заседаниях МО, так и на ИМС при заместителе директора по учебной работе Чумак Г.П.

С целью обмена опытом и оказания методической помощи было организовано взаимное посещение уроков и факультативных занятий, внеклассных мероприятий.

 

Самообразование педагогов

 

 

  

       Ф.И.О.

            

Тема по самообразованию

 

 

 

Анкуда М.О.

 

Обучение учащихся коммуникативным навыкам с использованием компьютерных технологий.

 

 

Жевняк Ю.А.

 

Использование наглядности как средство повышения мотивации к изучению иностранного языка.

 

 

Пальчевская Л.И.

 

Аудиотекст как основа формирования коммуникативных умений учащихся.

 

 

Пивоварчик Т.Ю.

 

 

Коммуникативная направленность при обучении грамматике английского языка.

 

 

Сулимская С.В.

 

 

Обучение учащихся иностранному языку как средству общения.

 

 

Шкуринская М.В.

 

 

Создание аутентичной образовательной среды с целью повышения качества иноязычного общения учащихся.

 

 

Язбек Е.А.

 

Моделирование ситуаций общения, стимулирующих учащихся к решению коммуникативных задач в процессе изучения иностранного языка на уроках иностранного языка.

При выборе темы педагоги обосновывали её актуальность, значимость, практическую направленность. Самоанализы результативности использования темы по самообразованию в практической деятельности   собраны   в папке МО. Каждый педагог работал по личному творческому плану в течение учебного года. У каждого педагога есть портфолио по самообразованию, где представлен теоретический и практический материал. По итогам года каждый педагог проанализировал индивидуальный «педагогический паспорт» своего профессионального роста, обозначил проблемы и критерии своей педагогической успешности по итогам года.

Следует отметить, что все учителя пополняют свои методические копилки необходимыми нормативными документами и методическими разработками. Педагогам Жевняк Ю.А., Анкуда М.О. и Язбек Е.А. рекомендовано больше внимания уделять практическим наработкам.

Работа по самообразованию педагогов Пальчевской Л.И., Шкуринской М.В., Сулимской С.В. актуальна и имеет коммуникативную направленность.

Обобщение опыта

Обобщен педагогический опыт работы учителями высшей категории Шкуринской М.В. по теме «Создание аутентичной образовательной среды с целью повышения качества иноязычного общения учащихся» и Пальчевской Л.И. по теме «Восприятие и понимание речи на слух как основа формирования коммуникативных умений учащихся на старшей ступени обучения». 13.05.2014 они сдали квалификационный экзамен на подтверждение высшей квалификационной категории в ГУО «Минский городской институт развития образования».

Внеклассная работа.

Декада внеклассной работы по иностранному языку прошла с 14 по 25 апреля. Был составлен график проведения внеклассных мероприятий.

 

 

Класс

 

Дата

 

Время

 

Мероприятие

 

 

Ответственные

 

5 АБ

 

14.04

 

13.05

 

Ecology Day

 

 

Язбек Е.А.

 

6 А

 

14.04

 

14.10

Виртуальное путешествие «St. Patrick’sDay»

 

Сулимская С.В.

 

9 АБ

 

16.04

 

12.10

 

Ecology Day

 

 

Сулимская С.В.

 

4АБ

 

17.04

15.00

16.00

 

Игра-викторина «Happy English»

 

Анкуда М.О.

 

6 АБ

 

17.04

 

14.10

 

Заседание киноклуба

«We are Cinema Goers»

 

 

Язбек Е.А.

 

8 АБ

 

17.04

 

14.10

 

Интеллектуальная игра «Oh, Lucky»

 

 

Анкуда М.О.

 

5 АБ

 

18.04

 

12.10

Познавательная викторина «Intellectual Club»

 

 

Пальчевская Л.И.

 

7 АБ

 

21.04

 

14.10

Интеллектуальнаяигра «Trip to   English-Speaking Countries »

 

 

Жевняк Ю.А.

 

9 Б

 

23.04

 

14.10

 

Интеллектуальная игра «MyOwnGame»

 

 

Сулимская С.В.

 

9 А

 

24.04

 

14.10

 

Интеллектуальнаяигра «Who Wants to be a Millionaire»

 

 

 

Шкуринская М.В.

 

10 А

 

25.04

 

14.10

 

Интеллектуальнаяигра «In the World of English»

 

 

 

Шкуринская М.В.

 

Оформленстенд «English is a Global Language». На стенде были размещены флаги стран, где говорят и изучают английский язык; информация о профессиях, которые требуют знания иностранного языка; достопримечательности стран. Детские проекты и рисунки были выставлены под рубрикой «OurCreativeWorks».   Однако следует отметить, что проводимые мероприятия проходили на уровне классов и групп. Не было массовых мероприятиятий, что говорит о том, что гласность была не на должном уровне.  

В кабинетах № 301, 302, 305, 313 есть предметные стенды. Размещаемая на них информация носила воспитательный характер и имела содержательный аспект. Стенды обновлялись ежемесячно.

Для учащихся 1-2 классов работали кружки по английскому языку на платной основе.

Во всех параллелях с 3-го по 11-й класс еженедельно проводились факультативные занятия по английскому языку в течение года.

Для учащихся 5-х классов проводились занятия по интересам «OntheWaytoSuccess».

Выводы.

1. Задачи, поставленные перед МО на 2013-2014 учебный год, выполнены.

2. Учебно-воспитательный процесс был организован на достаточном уровне.

3. Проводилась работа с молодым специалистом.

4. Работа МО носила конструктивную и практическую направленность.

5. Были созданы необходимые условия для профессионального роста  каждого учителя через систему курсовой подготовки, через самообразование.

6. Учащимся был предоставлен ряд платных дополнительных образовательных услуг.

7. Осуществлялась работа с одаренными учащимися.

8. Обобщен педагогический опыт двумя педагогами высшей категории.

Рекомендации:

1.Продолжить работу по улучшению качества и совершенствованию системы работы с одаренными учащимися.

2. Расширить перечень дополнительных образовательных услуг для творческого развития учащихся.

3. Продолжить работу по созданию учебно-воспитательного пространства кабинетов иностранного языка.

4. Продолжить совершенствовать повышение профессионального мастерства педагогов через курсовую подготовку, самообразование, отчёты, методические семинары, участие в работе МО, педсоветов и мастер-классов.

5. Оформлять разрабатываемые материалы в папки.

6. Осуществлять издательскую деятельность.

7. Осуществлять работу с молодыми педагогами по аспектам педагогической деятельности, которые вызывают затруднения.

8. Содействовать повышению уровня профессиональной компетентности учителей как необходимого условия качественной подготовки учащихся к сдаче обязательного выпускного экзамена по предмету и развитию культуры иноязычного общения.

 

                                          

                            

29.05.2014                           Руководитель МО:                       Пальчевская Л.И.