Разделы сайта

План работы методического формирования учителей гуманитарного цикла

на 2014/2015 учебный год

 

Тема: «Современные методические требования к реализации предметного содержания на учебных занятиях гуманитарного цикла».

 

Цель:Повышать профессиональную компетентность педагогов и как следствие качество преподавания в соответствии с актуальными потребностями общества путём освоения активных форм и методов обучения.

 

Задачи:

  1. Создание условий и организация оказания необходимой методической взаимопомощи для непрерывного совершенствования профессионального мастерства учителей, их внутренней потребности к самореализации.
  2. Содействие организации образовательного процесса, предоставляющего возможность изучения предметов гуманитарного цикла (русского языка) на повышенном уровне с учетом индивидуальных потребностей, способностей и запросов учащихся;
  3. Организация эффективной внеклассной и научно-исследовательской деятельности, дополнительного образования по предметам с целью выявления и поддержки интеллектуального и творческого потенциала учащихся, помощи в их дальнейшем профессиональном определении.
  4. Выявление и своевременная коррекция трудностей при усвоении учащимися программного материала с учетом их индивидуально-психологических особенностей и успешной социализации.
  5. Интенсификация учебно-познавательной деятельности учащихся на основе использования современных информационно-коммуникативных технологий

 


 

Заседание № 1

Август

Тема: «Организация образовательного процесса по предметам гуманитарного цикла в 2014/2015 учебном году в соответствии с требованиями Кодекса Республики Беларусь об образовании».

Цель: Проанализировать работу МО в 2013/2014 учебном году, цели и задачи школы, изменения в содержании образования, нормативных документов, спланировать деятельность МО, ознакомить членов МО с нормативными документами.

Форма проведения: Инструктивно-методическое совещание

Вопросы для обсуждения:

  1. Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература», «Белорусский язык», «Белорусская литература», «Всемирная история», «История Беларуси», «Обществоведение»;

Ознакомление с нормативными документами: инструктивно-методическими письмами по предметам, требованиями к оценочной деятельности педагогов, программами, учебниками, методической и справочной литературой, кодексом об образовании, образовательными стандартами, концепциями преподавания гуманитарных дисциплин, Кодексом Республики Беларусь об образовании.

  1. Ознакомление с календарно-тематическими планами по предметам, планами работы факультативов, предложенными и утвержденными Министерством образования Республики Беларусь, пособиями для учащихся. Организация работы факультативов
  2. Обсуждение проведения творческих контрольных работ по русскому и белорусскому языкам. Утверждение графика школьных олимпиад и составления олимпиадных заданий.
  3. Анализ работы МО в 2013-2014 учебном году.
  4. Цели, задачи, основные функции и направления деятельности МО в 2014/2015 учебном году в рамках единого подхода. Обсуждение и утверждение плана работы МО на 2014/2015 учебный год с учетом плана работы школы Личные творческие планы учителей на текущий год по основным направлениям их деятельности.
  5. Выбор тем для самообразования.
  6. Разное.

 

 

Литература:

  1. Инструктивно-методические письма Министерства образования РБ «О преподавании учебных предметов в 2014/2015 учебном году».
  2. Типовые учебные планы.
  3. Учебные программы по предметам.
  4. Календарно-тематические планирования
  5. Кодекс РБ об образовании
  6. Образовательные стандарты по учебным предметам
  7. Нормы оценивания результатов учебной деятельности учащихся по предметам общественно-гуманитарного цикла.
  8. http://adu.by/index.php/uchitelu/kalendarno-tematicheskoe-planirovanie/itemlist/category
  9. Учебные пособия для учреждений образования с русским и белорусским языками обучения
  10. Концепции учебных предметов образования детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь
  11. Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы, «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения РБ, от 27.12.12 № 206
  12. Инструктивно-методическое письмо по использованию электронных средств обучения в образовательном процессе


 

Заседание № 2

Октябрь

Тема: «Изучение основополагающих подходов, принципов, технологий, определяющих теоретическую и методическую базу обучения предметам гуманитарного цикла»

Цель: ознакомиться с наиболее эффективными используемыми технологиями, некоторыми приёмами и методами, основополагающими подходами, принципами преподавания, раскрыть пути успешной их реализации.

Форма проведения: Коллоквиум.                     

Вопросы для обсуждения:

  1. Методические принципы, подходы к организации образовательного процесса (принцип демократизации и гуманизации, ориентации оптимальные и эффективные подходы, определяющие теоретическую и методическую базу обучения предметам гуманитарного цикла: системно-функциональный, коммуникативно-деятельностный и лингвокультурологический;
  2. Основные общечеловеческие и национальные духовные ценности, принцип изучения литературы как искусства слова и др.);
  3. Формирование общеучебных и предметных умений и навыков на уроках общественно-гуманитарного цикла как фактор качественного образовательного процесса;
  4. Интенсификация учебно-познавательной деятельности учащихся на основе использования современных информационно-коммуникативных технологий;
  5. Разное.

 

Литература:

  1. http://edu.gov.by/main.aspx?guid=14451
  2. Асмолов А.Г., Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя /; под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.: ил.
  3. Библиографическое описание: Аксенова Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов [Текст] / Н. И. Аксенова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 140-142.
  4. Дозморова Е.В. Новая система оценивания образовательных результатов//Методические рекомендации по формированию содержания и организации образовательного процесса / сост. Т.В. Расташанская. – Томск: ТОИПКРО, 2010.
  5. Колбин А.Б. Основные принципы педагогических технологий//Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов// http://www.jurnal.org/articles/2010/ped9.html
  6. Кузьмина Н.В. Мастерство учителя как фактор развития особенностей учащихся. – М., 1984.
  7. Организация учебно-воспитательного процесса в школе. Г.И.Горская, М., «Просвещение», 1977
  8. Репп Г. Р. Современные педагогические технологии. ИКТ-технологии.//http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2013/02/18/sovremennye-pedagogicheskie-tekhnologii
  9. Чарко Н.В. Современные информационные технологии в образовании // Центр проблем развития образования Белорусского государственного университета//Аналитический обзор международных тенденций развития высшего образования № 5 (январь – июнь 2003 г.) //http://charko.narod.ru/tekst/an5/2.html
  10. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/


 

Заседание № 3

Январь

Тема: «Специфика преподавания предметов гуманитарного цикла в условиях билингвизма: постановка проблем, пути их решения».

Цель: Обсудить особенности преподавания предметов гуманитарного цикла в условиях билингвизма, используемые приёмы и методы, раскрыть пути успешного преодоления возникающих проблем.

Форма проведения: Круглый стол.

Вопросы для обсуждения:

 

  1. Особенности преподавания русского и белорусского языков, курса национальной истории в условиях государственного двуязычия;
  2. Лингвистический анализ художественного текста как основа формирования читательских умений, формирование личностного отношения к нему;
  3. Приемы коррекции орфографических, пунктуационных и речевых навыков на уроках белорусского и русского языков, во внеклассной деятельности и в дополнительном образовании;
  4. Разное.

 

Литература:

  1. http://www.pedagogy.mspu.by/katalog/pal_razvitie.pdf
  2. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей. – М.:ВЛАДОС.- 160 с. – обл. – 60х90 1/16.
  3. Дьякова Е.Особенности речевого развития детей в условиях двуязычия. - Международныйинститут речевой патологии
  4. Запрудский И.В. Современные школьные технологии. – Мн., 2004.
  5. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. – М., 2000.
  6. Лисовицкая Л. Е.Лингвистический анализ художественного текста. Пособие. Самара, 2005.
  7. Малявина Т. П. Коррекция орфографических и пунктуационных умений и навыков старшеклассников как средство повышения уровня правописной грамотности. Автореферат. – М.,2011.
  8. Палиева Т.В. Развитие дошкольного образования в республике Беларусь в условиях билингвизма/Пособие. – Мозырь, 2008.
  9. Платные услуги в образовании /Сост. В.А. Нищук. – М.: «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 255 с. – обл. – 84х108 1/32.
  10. Селевко Г.К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация. - Мн.,2005.
  11. УМК по предметам гуманитарного цикла


 

Заседание № 4

Март

Тема: «Личностныедетерминанты и объективные условия формирования профессиональной успешности учителя»

Цель: Расширить знания членов МО о современных педагогических технологиях, активных формах и методах обучения, особенностях их применения в зависимости от ситуации.

Форма проведения: семинар-практикум

Вопросы для обсуждения:

  1. Профессионально-личностные критерии оценки успешности учителя-гуманитария;
  2. Эффективный опыт изучения наиболее трудных тем школьного курса предметов общественно-гуманитарного цикла;
  3. Обобщение, описание, представление и распространение педагогического опыта преподавания;
  4. Разное.

 

Литература:

  1. Технологии учебного процесса. – Мн.: «КрасикоПринт», 2004.
  2. Кульневич С.В. и др. Управление современной школой. Выпуск II. – Ростов-н/Д: «Учитель», 2003.
  3. Кузьмина Н.В. Мастерство учителя как фактор развития особенностей учащихся. – М., 1984.
  4. Русский язык и литература. Как представить собственный педагогический опыт на квалификационном экзамене/сост. И.В.Богачева,И.В.Федоров. - Минск: «Пачатковая школа», 2013.
  5. http://www.pandia.ru/text/78/434/40611-2.php
  6. http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-08/dissertaciya-sistemno-optimizatsionnyy-podhod-k-professionalnoy-podgotovke-uchitelya-gumanitarnogo-profilya-v-vuze
  7. http://uchitel.edu54.ru/node/272570


 

Заседание № 5

Май

Тема: «Анализ работы МО в 2014/2015 учебном году»

Цель: Проанализировать работу МО в 2014/2015 учебном году, обсудить деятельность учителей по профориентации, предоставлению услуг дополнительного образования, использованию информационных технологий, применению ими активных форм и методов обучения. Подвести итоги учебного года и определить направления работы на следующий год.

Форма проведения: Круглый стол.

Вопросы для обсуждения:

  1. Анализ поурочного, тематического, итогового контроля по предметам гуманитарного цикла, выполнения графика контрольных работ.
  2. Изучение итогов работы МО. Анализ реализации программы «Одаренные дети»: участия в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, работы факультативов и объединений по интересам.

3.Творческие отчеты учителей по проделанной работе в соответствии с личными творческими планами.

Литература:

  1. Станкин М.И. Если мы хотим сотрудничать. – М., 1996
  2. http://www.analizplan.narod.ru/mogum.html