Разделы сайта

От учебного предмета к профессии

 

 

Выступление на МО

 

учителя русского языка и литературы

Стрекач И.И.

 

 

Минск, 2013

 

 

От учебного предмета к профессии

(Интерактивные приёмы работы по профориентации)

 

 

Интерактивное обучение – обучение, простроенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностноориентированому подходу, они предлагают со-обучение, причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса.

Интерактивная деятельность на уроке предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. В ходе диалогового общения дети учатся критически мыслить, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, творческие работы. Следует отметить, что интерактивное обучение является, на мой взгляд, специфичной формой организации познавательной деятельности. Она может оказывать положительное воздействие, как на повышение качества знаний, так и на повышение работоспособности, трудовой активности учащихся, их заинтересованности предметом. Одна из целей ИО состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную самостоятельность, что и делает продуктивным сам процесс обучения.

       В интерактивной методике, как и в любой другой методике преподавания, существует множество приёмов, которые способствуют организации взаимодействия в группе. Я приведу те, которые особенно часто применяю при использовании данной технологии. Это прием «Ожидания», «Живая линия», «Вопросы по кругу», «Дебаты», «Мозговой штурм», «Аквариум»

Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие:

  • Творческие задания
  • Работа в малых группах
  • Обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры)
  • Использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии)
  • Социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (социальные проекты, соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки)
  • Разминки
  • Изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого», мозаика (ажурная пила), использование вопросов, Сократический диалог)
  • Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем («Займи позицию (шкала мнений)», ПОПС-формула, проективные техники, «Один — вдвоем — все вместе», «Смени позицию», «Карусель», «Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу», дебаты, симпозиум)
  • Разрешение проблем («Дерево решений», «Мозговой штурм», «Анализ казусов», «Переговоры и медиация», «Лестницы и змейки»)

Как же осуществляется обучение в режиме интерактива?

Приведу несколько примеров. Например, изучая профессии в 7 классе, я использую интерактивный приём «Дерево решений» Класс делится на 3-4 группы. Каждая группа выполняя задание делает записи на своём «дереве» (лист ватмана) 1гр – род деятельности, 2гр – место применения умений, 3 гр – качества личности, необходимые для овладения этой профессией, потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.

Другой приём имеет название «Займи позицию». Его целью является отстаивание своей одной из двух противоположных позиций.

Я предложила учащимся ответить на вопрос: «Нужны ли современному обществу архивариусы (библиотекари, археологи и т.д.)?». На доске были записаны 2 противоположных ответа «да» и «нет». Учащиеся класса выбирали определённую позицию, аргументируя свою точку зрения. Данный приём позволяет мне решать несколько задач: дети развивали кругозор, решали проблемные задачи, учились аргументировать свою точку зрения.

Прием «Мозаика».

Суть задания в том, чтобы малая группа (не более 4-х человек) восстановила исходную информацию, касающуюся той или иной профессии. На листе бумаги печатается некая информация. Лист разрезается на части (например, по числу абзацев). Элементы перемешиваются и отдаются группе для осмысления и восстановления исходного вида.

Например можно разрезать следующую листовку, посвященную профессии химика.

Профессия химик

Краткое описание: Одна из важнейших наук, которая даёт нам возможность понять мир — это химия. Еcли не понимать, или хотя бы не догадываться, о химических процессах, которые происходят вокруг нас постоянно, то связать все концы воедино можно разве что с помощью мифологии. Человек, который занимается изучением различных веществ, их соединением между собой, их свойств и особенностей химических реакций, называется химик. Этот специалист является учёным, работает в научно-исследовательских институтах или в высших учебных заведениях. Следует отметить, что это одна из самых интересных профессий в мире науки. Химики смотрят на предметы и вещества гораздо «ближе», нежели остальные люди.

История профессии: Сами химические исследования люди делали со времён образования первых общественных форм проживания, ещё задолго до зарождения цивилизаций. Это были опыты с огнём, который известен людям с доисторических времён, опыты с гниением растений, опыты с кипячением веществ и продуктов. Разумеется, что никто не занимался этими исследованиями специально — это было просто наблюдение во время повседневной борьбы за выживание. Первые учёные и ремесленники, преднамеренно исследующие химические свойства веществ появились гораздо позже — примерно 5000 лет назад в Месопотамии и Египте. Главные их достижения происходили в области металлургии, которая была стратегической сферой и на ней базировалась мощь государства.

Отдельной страницей в развитии этой профессии можно назвать алхимию, получившую массовое развитие в Средневековье и пришедшую в Европу из Ближнего Востока. Лишь только в XVII веке сформировалось понятие о химике как об учёном, исследующем природу, а не просто человека, который занимается полумистическим ремеслом. С того времени основной вклад в эту науку делают специалисты из Европы и США.…

Социальная значимость профессии в обществе: Появлением многих материалов и веществ мы обязаны именно химикам. Можно с уверенностью сказать, что если бы развитие этой науки остановилось бы на определённом этапе, то население планеты в наше время было бы в десятки раз меньше, поскольку большинство людей умерло бы от болезней, лекарства от которых так и не были придуманы, так как никто не сделал нужные исследования.

Массовость и уникальность профессии: Учёный, который работает в данной сфере, должен иметь хорошую память, пытливый ум, обладать большой базой знаний, которая позволит ему делать логичные заключения во время опытов. Существует множество наград и премий, которые может заслужить специалист в этой области. Если учёный действительно достоин этого высокого звания и делает полезные открытия, то патент на них может принести химику солидные дивиденды.

Риски профессии: Эта работа подразумевает контакт с опасными веществами, порой даже плохо изученными и никто не может ручаться за результат опыта, так как никто его раньше не проводил. Но современные средства защиты все же в большинстве случаев выполняют свою функцию. Рискованнее всего работать с радиоактивными элементами. А преимуществом можно считать то, что это интереснейшая наука.

Где получить профессию: Работать учёным в области химии можно на базе высшего образования, которое включало в себя курс химии. Тот, кто желает посвятить этим исследованием своё рабочее время, может вступить в аспирантуру даже в стенах родного университета и работать на равных со своими преподавателями.

Такие листовки могут содержать

  • Краткое описание профессии
  • Изображение представителя профессии
  • Школьные предметы, изучение которых поможет в овладении профессией
  • Историю профессии
  • Социальную значимость профессии
  • Оценку массовости и уникальности профессии
  • Востребованность профессии на «рынке труда»
  • Риски профессии
  • Места обучения (где получить профессию)
  • Личные качества, необходимые для неё
  • Особенности состояния здоровья, необходимые для овладения профессией

Принципы, по которым можно членить информацию о профессиях, могут быть совершенно разными. Предлагаю вашему вниманию формулировку для подобных заданий.

Необходимо соотнести:

  • Профессии и изображения представителей этих профессий
  • Профессии и их характеристики
  • Профессиональный риск и профессию
  • Качество характера, личности и профессию
  • Требования к состоянию здоровья и профессию
  • Учебные заведения, где обучают по данной специальности, и профессию
  • Профессию и её определение
  • Профессию и её разновидности
  • Угадать профессию по соотношению областей «хочу», «могу», «надо»

В точке пересечения их вписать название профессии.

Даже если получившийся результат не совпадает с оригиналом, нужно постараться найти рациональное зерно и в версии ребят, так как открытие новых знаний (новых, прежде всего, для самих ребят) является неотъемлемой частью интерактивного обучения.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1.     Предполагается, что учащиеся изучают информацию, самостоятельно, развивая свои собственные индивидуализированные представления о профессии.

2.     Конструирование требует, чтобы дети объединили свои предшествующие и новые знания и участвовали в широком обсуждении.

3.     Признается, что знания созданы людьми под влиянием их ценностей, культур и предшествующего опыта, и, таким образом, разнообразие играет основную роль в стимулировании мыслительной деятельности.

 

 

 

РS:

В Минске пройти профессиональную ориентацию можно в Республиканском центре профессиональной ориентации молодёжи, Городском центре занятости населения, Районных отделах трудоустройства, Республиканском центре проблем человека и различных кадровых агентствах. Во многих областных центрах Беларуси существуют центры профессиональной ориентации, а также всегда можно обратиться в отделы трудоустройства по месту жительства.

Телефон для записи: 293-79-48, адрес: пр. Независимости, 46.

 

 

Сайты с информацией о профессиях:

http://rabotai.in/professia/index.html

http://900igr.net/prezentatsii/obschestvoznanie/spisok-professij.html

http://gpls.shkola-online.ua/istorii-professii.html

http://berezagpl.by/history_prof.htm

http://www.kto-kem.ru/

 

 

Приложение №1

Памятка по составлению описания профессии:

  • Краткое описание профессии
  • Изображение представителя профессии
  • Школьные предметы, изучение которых поможет в овладении профессией
  • Историю профессии
  • Социальную значимость профессии
  • Оценку массовости и уникальности профессии
  • Востребованность профессии на «рынке труда»
  • Риски профессии
  • Места обучения (где получить профессию)
  • Личные качества, необходимые для неё
  • Особенности состояния здоровья, необходимые для овладения профессией