Разделы сайта

 

Экзамен в удовольствие

           Выбор учебного заведения, будущей профессии является для подростка той социальной ситуацией, которая и предопределяет его психическое развитие в будущем. Чтобы достичь поставленных перед собой целей, необходимо, как в сказке пройти ряд испытаний – сложных, подчас драматичных. Именно такими испытаниями являются выпускные экзамены и тестирование. И от того, насколько успешно абитуриент с ними справиться, зависит осуществление мечты.

             «При каждом выборе – решать в пользу роста. Выбирать безопасное – значит оставаться при известном и знакомом, но рисковать стать устаревшим и смешным. Выбирать рост – значит открыть себя новому неожиданному опыту, но рисковать остаться в неизвестном» А. Маслоу.

                 У большинства слово «экзамен» вызывает неприятное чувство. Между тем каждому человеку, чтобы получить образование, предстоит испытание множеством экзаменов и зачетов. И здесь очень важно научиться сдавать их не просто хорошо, а еще и получать удовольствие от самого процесса.

             Успешное прохождение тестирования в большей степени отражает уровень стрессоустойчивости, готовность концентрировать внимание, точно действовать в условиях дефицита времени. Поэтому основной задачей в процессе подготовки к сдаче экзаменов является психологическая подготовка не накануне испытаний, а значительно раньше.

Как успешно подготовиться к экзамену?

Рекомендации учащимся

 Придерживайтесь основного правила: «Не теряй время зря». Перед началом подготовки к экзамену необходимо просмотреть весь материал и отложить тот, что знаком хорошо, а учить новый, незнакомый. В оставшееся время закрепить уже известное по билетам.

  1. Используйте время, отведенное на подготовку, как можно эффективнее. Новый и сложный материал учите в то время суток, когда хорошо «думается», то есть высока работоспособность. Обычно это утренние часы после хорошего отдыха.
  2. К трудно запоминаемому материалу необходимо возвращаться несколько раз, просматривать его в течение нескольких минут вечером, а затем еще раз – утром.
  3. Чтобы лучше запомнить материал, необходимо максимально использовать все возможности: воспринимать текст и слух, и визуально (читать с листа), и при помощи движений, и при помощи ассоциаций. Можно каждому изобрести свой собственный, уникальный способ повторения материала.
  4. Очень полезно составлять планы конкретных тем и держать их в уме («план в уме»), а не «зазубривать» всю тему полностью «от» и «до». Можно даже порекомендовать написание шпаргалок в виде краткого, тезисного изложения материала. Но увлекшись этим процессом, не забудьте, идя на экзамен, оставить свои творческие произведения дома.
  5. При подготовке к разным экзаменам следует применять разные техники:
    • Если экзамен устный, лучше готовиться к нему с другом или подругой, повторять, задавать вопросы и отвечать на них, «проговаривать» весь материал;
    • Если экзамен письменный (диктант), можно использовать запись голоса на пленку с последующим прослушиванием и написанием под диктовку.

Всегда, а во время экзамена особенно, заботьтесь о своем здоровье. В это трудное время нужно хорошо питаться (не одним только шоколадом и сладким чаем – пища должна быть полноценной и сбалансированной). Не забывайте про прогулки и спортивные развлечения. И хорошо отдыхайте – сон вам необходим. Ни в коем случае не засиживайтесь допоздна перед экзаменом!

Рекомендации по поведению до и в момент экзамена

 

  1. За день до начала экзамена постарайся ничего не делать, если ты чего-то не доучил, лучше не пытайся, «перед смертью не надышишься». Отдыхай, постарайся забыть о предстоящем экзамене.
  2. Перед экзаменом обязательно хорошо выспись.
  3. И вот ты перед дверью класса. Успокойся! Выполни дыхательные упражнения. Иди в класс. Чем больше ты не будешь оставаться в окружении переживающих одноклассников, тем больше будет нагнетаться напряжение, чувство неуверенности, страха.
  4. Приведи в порядок свои эмоции, соберись с мыслями.
  5. Смело входи в класс с уверенностью, что все получится.
  6. Сядь удобно, выпрями спину. Подумай о том, что ты выше всех, умнее, хитрее и у тебя все получится. Сосредоточься на словах «Я спокоен, я совершенно спокоен». Повтори их не спеша несколько раз. Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение.
  7. Выполни дыхательные упражнения для снятия напряжения: - сядь удобно, - глубокий вдох через нос (4 - 6 секунд), - задержка дыхания (2 - 3 секунды).
  8. Слушай внимательно, чтобы не отвлекаться в дальнейшем и не задавать лишних вопросов об оформлении тестирования. Тебе все объяснят: как заполнить бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.
  9. Постарайся сосредоточиться и забыть об окружающих. Для тебя существуют только часы, регламентирующие время выполнения теста, и бланк с заданием. Читай задания до конца. Спешка не должна приводить к тому, что ты поймешь задание по первым словам, а концовку придумаешь сам.
  10. Просмотри все вопросы и начни с тех, в ответах на которые ты не сомневаешься. Тогда ты успокоишься и войдешь в рабочий ритм. В любом тесте есть вопросы, ответы на которые ты прекрасно знаешь, только соберись с мыслями.
  11. Когда приступаешь к новому заданию, забудь все, что было в предыдущем, - как правило, задания в тестах не связаны друг с другом.
  12. Действуй методом исключения! Последовательно исключай те ответы, которые явно не подходят.
  13. Если ты сомневаешься в правильности ответа, тебе сложно сделать выбор. Доверься своей интуиции!
  14. Оставь время для проверки своей работы хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
  15. Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Ведь тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, а для хорошей оценки достаточно одолеть 70% заданий.

 

Способы снятия нервно-психического напряжения

  1. Релаксация — напряжение — релаксация — напряжение и т.д. 2. Спортивные занятия. 3. Контрастный душ. 4. Стирка белья. 5. Мытье посуды. 6. Пальчиковое рисование (ложка муки, ложка воды, ложка краски). Кляксы. Потом поговорить о них. 7. Скомкать газету и выбросить ее. 8. Соревнование: свое напряжение вложить в комканье газетного листа, сделать этот комок как можно меньше и закинуть подальше. 9. Газету порвать на мелкие кусочки, «еще мельче». Затем выбросить на помойку. 10. Слепить из газеты свое настроение. 11. Закрасить газетный разворот. 12. Громко спеть любимую песню. 13. Покричать то громко, то тихо. 14. Потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и «буйную». 15. Смотреть на горящую свечу. 16. Вдохнуть глубоко до 10 раз. 17. Погулять в лесу, покричать. 18. Посчитать зубы языком с внутренней стороны.

В литературе много пишут о причинах возникновения стрессов. Это чувство вины, утрата ценностей, ненависть к учебе и т.д. Многие ненавидят школу, которая становится серьезным стрессогенным фактором. Что делать? Выход следующий: меняйте стиль жизни, меняйтесь сами!

Хочется привести слова Уолтера Рассела: «Если делать то, что вы ненавидите, из-за ненависти в организме начинают вырабатываться разрушительные токсины, и в результате этого вы начинаете страдать от хронического переутомления или заболеваете. Вам нужно любить все, что вы делаете. Или, иначе, делайте то, что можете делать с любовью. Так гласит древняя восточная мудрость. Делайте все с радостью, делайте все самым лучшим из известных вам способов. Любовь к учебе, урокам, которые вам придется выполнять, пополнит запас физических и душевных сил, спасет от утомления, от болезни, известной под названием «скука».

Обратите внимание на состояние своего физического и психического здоровья. Физиологические признаки стресса: бессонница, головные боли, сердцебиение, боли в спине, в желудке, в сердце, несварение желудка, спазмы. Психологическими признаками стресса являются рассеянность, расстройство памяти, тревожность, плаксивость, излишнее беспокойство, беспричинные страхи, раздражительность. Это приводит к потере уверенности в себе, к возникновению различных заболеваний, психическим расстройствам и к лекарственной зависимости.

 

                        Что делать, чтобы нейтрализовать стресс?

Во-первых, при стрессах быстро расходуется запас витаминов в организме, особенно группы В. Многие врачи советуют принимать ежедневно витамины, но помните о передозировке. Все должно быть в меру!

Во-вторых, очень полезны физические упражнения. Ходите в спортивный зал, делайте зарядку, танцуйте, пойте, гуляйте по городу, посещайте бассейн, баню.

В-третьих, необходима психическая и физическая релаксация. Попробуйте следующие способы: слушайте расслабляющую музыку, смотрите на ночное небо, облака, мечтайте.

В-четвертых, для гармоничной жизни необходима поддержка семьи, друзей. Ходите на психологические тренинги, не уклоняйтесь от семейных торжеств, знакомьтесь с новыми интересными людьми. Уделяйте внимание родителям, бабушкам и дедушкам, сестре или брату, ведь они особенно нуждаются в вашей любви, заботе, ласке.

Рекомендации родителям

 Как помочь детям подготовится к экзаменам

  1. Ребенка настраивать только на положительные эмоции. У тревожного человека стресс все равно будет, но его можно сделать менее значимым. Когда волнение сильное, необходимо помочь ребенку детально представить, как будет проходить экзамен (как входить, как отвечать на вопросы, как будут дрожать руки и т.д.). При необходимости визуальные картинки надо повторять. Для снятия эмоционального напряжения у ребенка необходимо выслушать его переживания, детально продумать жизненные планы в ситуации успеха и неуспеха. Необходимо помнить, что успокоительные препараты тормозят интеллектуальные процессы. Лучше съесть кусочек горького шоколада, выпить травяной успокаивающий чай.
  2. Необходимо следить за режимом дня своего ребенка. Разделить день на три части: 8 часов в день готовиться к экзаменам (нет смысла ночью что-нибудь учить – довольно высокая степень утомления), 8 часов – гулять на свежем воздухе, заниматься спортом и не менее 8 часов на сон, если есть желание и потребность можно сделать тихий час после обеда.
  3. Питание должно быть 3-4 разовым, калорийным и богатым витаминами. Предпочтительно употреблять в пищу грецкие орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты, шоколад.
  4. Создать условия для поддержки работоспособности: чередовать умственный и физический труд. Беречь лаза, делать перерыв каждые 20-30 минут, минимум телевизионных передач и интернета.
  5. Помочь ребенку в выборе одежды для экзамена. Одежда должна быть спокойных тонов. Чересчур яркие цветовые сочетания в одежде, слишком вызывающие детали костюма могут спровоцировать отрицательные эмоции у экзаменаторов.
  6. Всегда необходимо помнить о чувстве юмора.